David Javender
ЯЗЫЧНИКИ В ПЕРИОД ДЕЯНИЙ
Язычники - не-иудеи, или не-израильтяне, - упоминаются в Священных писаниях как "народы".
Послание к Ефесянам, написанное около 62 г. н. э., указывает на один аспект Божьих планов, который не был известен до определенного момента. Хотя он назван Тайной, мы можем уподобить его секрету, который и был сообщен. Так что же это за большой секрет?
"Именно то, что язычники - сонаследники и члены того же тела и сопричастники обещания во Христе Иисусе через Евангелие" (Еф.3: 6).
Греческие слова в этом стихе показывают, что язычники - сонаследники одного и того же общего тела и сопричастники Христова обещания. Другими словами, они одно в каждом из 3-х пунктов. Но многие скажут, что в этом нет ничего нового, что иудеи и язычники были всегда одним и тем же, особенно в новозаветное время. Но дело обстоит совсем не так.
Со времени обращения Корнилия (язычника) в Дн.10 и до тех пор, пока Израиль не был отвержен Богом в Дн.28, было фактически две категории христиан: иудеи во Христе и язычники во Христе. Обратите внимание, что общей особенностью было "во Христе". В отношении спасения было равенство между представителями всех народов. Однако все еще были некоторые различия в отношении служения между евреями и язычниками в период Деяний, некоторые из которых можно видеть в книге Деяний. Но, как и следовало ожидать, книги и послания, написанные в течение этого времени (см. таблицу), также отражают различные принципы, которые использовал Бог в общении с верующими, и мы здесь обрисуем в общих чертах некоторые из них.
Книги Нового Завета
Исторические книги |
Послания и книги, написанные в течение периода Деяний приблизительнов 45-62 гг. н. э. |
Послания, написанные после периода Деяний приблизительно в 62-68 гг. н. э. |
Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна Деяния Апостолов |
Послания Римлянам 1 и 2 Коринфянам Галатам 1 и 2 Фессалоникийцам Евреям Послания Иакова 1 и 2 Петра 1, 2, 3 Иоанна Иуды Откровение |
Послания Ефесянам Филиппийцам Колоссянам 1 и 2 Тимофею Титу Филимону |
(1) Евреи занимали приоритетное положение
Евреи занимали приоритетное положение в Божьих планах для человечества, потому что обещания должны были быть исполнены через этот народ. Не забывайте, что в кн. Бытие Аврам назван отцом народа, через который Бог благословит все народы (Быт. 12: 1-8), и в остальной части Ветхого Завета никакие язычники даже не упомянуты, если они не входили в контакт с иудеями.
Может показаться удивительным, но это различие все еще существовало в течение времени Евангелий. В Евангелии от Матфея Господь посылает Своих учеников проповедовать в Палестине, напутствуя их: "На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10: 5, 6). Очевидно, Господь видел различие между евреями и язычниками в то время, потому что Израиль все еще оставался народом, через который Бог имел дело с человечеством; и это было важно для евреев: им надо было раскаяться прежде, нежели они могли бы стать благословением для других народов.
Вопреки популярному мнению сегодня, Израиль не был оставлен Богом и после смерти и воскресения Христа, и, благодаря Божьему долготерпению, он продолжал оставаться в период Деяний, посредником, посредством которого Бог благословит мир. Таким образом, мы видим, что спасение Израиля было все еще главной целью, и это отражено в том факте, что в течение периода Деяний Павел во время своих путешествий проповедовал в каждом городе в первую очередь евреям. См. Дн. 13: 5, 14, 45, 46; 14: 1; 17: 1, 2, 10; 28: 17.
Приоритетное положение евреев в Божьих планах в то время также отражено в одном из посланий, написанных в период Деяний - в послании к Римлянам. И хотя многие места этого послания говорят об одинаковом положении евреев и язычников по отношению к спасению, есть разделы, которые иллюстрируют все еще существующие различия в отношении служения между двумя этими группами в Божьих планах в то время:
"Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину" (1: 16).
"Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Еллина! Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину!"
(2: 9, 10)."Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие"
(Рим. 3: 1, 2).(2) Язычники благословлялись через Израиль
В послании Римлянам можно все еще видеть, что иудеи и язычники в период Деяний были подобны маслине (иудеи) и ветвям, которые были привиты к ней (язычники). Язычники получали благословения через Израиль. Об этом говорится как о соке маслины. См. Рим. 11: 17-22.
(3) Различные законы существовали параллельно
Порой очень просто пропустить тот факт, что Моисеев закон все еще соблюдался апостолами и другими верующими из иудеев в течение периода Деяний. Однако это так, и многие из иудеев думали, что и язычники тоже должны соблюдать Закон Моисеев. Но на Иерусалимском соборе (Дн.15) было решено, что верующими из язычников должны соблюдаться только четыре положения из Закона: "чтоб они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови" (Дн.15: 20).
Таким образом, в то время как верующие из язычников должны были соблюдать только четыре ритуальных положения Закона, верующие из иудеев, как и ожидалось, должны были соблюдать практически весь Моисеев закон. Никто не сказал: "Прекратить обрезание" или "Прекратить соблюдать ритуальные постановления", и т. д. Однажды Павел нашел способ показать, что он хранит Закон. Ходили слухи, что Павел учил иудеев не обрезать своих детей и не жить по Моисееву закону. Но эти слухи были ложными, потому что Павел продолжал жить в согласии с законом (Дн. 21: 19-21, 24). Ясно, что в то время существовали различные законы для верующих из иудеев и верующих из язычников, даже если они благословлялись одинаково по отношению их надежды на спасение.
(4) Язычники благословлялись, чтобы вызвать ревность Израиля
Рим. 11: 11-13 указывают, что язычникам были даны эти благословения, чтобы вызвать ревность у Израиля. Ревность, потому что не-израильтяне теперь благословлялись так же, как ранее исключительно только израильтяне. И таким образом Бог хотел побудить израильский народ в целом к покаянию и обращению; однако, большинство отвергало Христа как Сын Божьего. Такое положение оставалось в силе вплоть до второй половины заключительной главы Деяний.
Тайна - Равенство
После Дн.28, Израиль был оставлен Богом как народ из-за их непрерывного неверия. Конечно, мы должны ожидать, что послания, написанные после Дн.28 отразили бы это изменение - и они делают это. В послании к Ефесянам, написанном после этого события, мы читаем о тайне, которая была недавно явлена:
"Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования" (Еф.3: 6). Другими словами, равными во всем.
Ниже приведены условия, которые находятся в силе в настоящее время, и мы видим, что национальные различия исчезли.
(1) Теперь нет никакого приоритетного места для Израиля - верующие равны во всем (Еф.3: 6);
(2) Язычники благословляются полностью, независимо от Израиля, и правило Бога для одних стало правилом Бога для всех верующих (Кол. 1: 27);
(3) Моисеев закон отменен, и нет никаких ритуальных постановлений (Кол. 2: 13-17);
(4) Благословения нашего домоуправления не зависят от Израиля (Еф.2: 11-22).
В заключение, прочитайте Еф.2: 11-18 и отметьте, как верующие из иудеев и язычников, которые когда-то были разделены, теперь соединены во всем во Христе.
Перевод. 2001
E-mail:
hisbody@yandex.ruhttp://mgoll.narod.ru