Ангелы
К. Е. А.
Явления ангелов и их взаимодействия с людьми,
представленные нам в Священном Писании, безусловно, поражают воображение,
вызывают немалый интерес и порождают множество вопросов.
Сохранилось ли служение ангелов до наших
дней? Если да – то в какой форме и каким образом оно осуществляется, находятся
ли ангелы в подчинении у людей, или подчиняются только Богу? Может ли человек
приказывать ангелам? Если же служение ангелов в настоящее время прекратилось,
то по каким причинам? Когда оно было возможно и каким целям отвечало? Это лишь
небольшой круг вопросов по поводу ангелов, дать ответы на которые и ставит
своей целью данное исследование.
В русской версии Ветхого Завета словом
«ангел» переводится обычно еврейское слово malak, производное от неиспользуемого корня еврейского
слова, имеющего значение «отсылать».
Слово malak несет следующие значения: «делегат, вестник,
заместитель, посыльный»[1].
Нужно заметить, что это слово используется в Ветхом Завете не только в значении
«ангел», но и когда речь идет о послах человеческих (2Пар. 35:21, 2Цар. 11:1,
Ис. 30:4, Иов 1:14, Иис. Н. 7:22 и др.).
В Новом Завете словом «ангел» переводится
древнегреческое слово angelos.
Образовалось это слово от глагола ago
– «влечь за собой», «приводить», «иметь хождение», «убеждать, склонять,
стимулировать».
Словом, сама этимология слов, употребляющихся
для обозначения ангелов, дает нам представление об их назначении. Ангелы –
«служебные духи» (Евр. 1:14), осуществлявшие посредничество между Богом и
людьми. Например, в Быт. 16:7,9 – 11, 22:11,15, Суд. 13:3 – 21, 4Цар. 1:3,15
ангелы передают людям волю Бога, а люди, в свою очередь, вопрошают Бога через
Его посланников. Роль ангела – донести до человека Божью волю, побуждая к тем
или иным действиям, или, напротив, предостерегая от каких-либо поступков (Мф.
1:20, 2:13, 19, Лк. 1-2).
Поскольку ангелы – это, прежде всего,
служители, посылаемые Богом для выполнения конкретных задач, они никогда не
действуют по собственной инициативе, и являются лишь посредниками между Богом и
людьми (здесь мы имеем в виду Божьих ангелов, а не духов-отступников,
последователей сатаны). Писание дает нам все основания думать, что подчиняются
ангелы только Богу, являясь для
людей Его представителями. Порой даже слова Бога из их уст звучат так, как
будто произносит их Сам Бог. И нигде в Писании мы не встретим ни одного
прецедента, когда Божьими ангелами повелевал кто-либо другой, кроме Бога.
Человек никогда такого не делал.
Как мы уже говорили, слово malak употребляется в Ветхом
Завете не только в значении «ангел», но и когда речь идет о послах
человеческих. Как известно, любой посол состоит на службе у правительства,
представляя его государственные интересы. Случалось ли, чтобы посол какой-либо
страны вдруг начинал самостоятельно принимать решения, независимо от воли его
руководства? Или действовать согласно распоряжениям правительства другой
страны? Несомненно, в этом случае он потерял бы свою должность. Следовательно,
ангелы, будучи посланниками Бога, также не могут подчиняться никому, кроме
Бога. Отметим еще одну немаловажную деталь: люди, встречаясь с ангелом Божиим,
не только не испытывали желания приказывать им, но приходили в изумление, порой
даже в ужас, и падали ниц. Посланники Бога могли принимать вид величественный,
зачастую непривычный для человеческого глаза, говорить от лица Бога, являть
знамения и видения в образах, олицетворяющих качества Бога, поражающие
человеческое сознание. Порой ангелы представали людям и в образе простого
человека, но и тогда их внешность носила отпечаток небесного света и была
необычна (например, Суд. 13:6).
Новый Завет дает нам яркое описание Ангелов,
их облика. Они святы (Мф. 25:31, Мк. 8:38, Лк. 9:26), превосходят человека
«крепостию и силою» (2 Петр. 2:11), являя собой славу и величие Божественной
силы. В отличие от людей, они не подвержены тлению, хотя «единый, имеющий
бессмертие» Бог (1Тим. 6:16) может прекратить их существование.
Видение ангелов было столь впечатляющим
явлением, что периодически люди, наблюдавшие его, стремились воздать ангелам
божественные почести, однако ангелы все время предостерегали их от этого
(например, Откр. 22:8-9), поскольку они отнюдь не равны Богу и даже не близки к
этому. Согласно Иову 4:18: «Он и слугам Своим не доверяет; и в ангелах Своих
усматривает недостатки».
Итак, мы убедились, что ангелы являются
Божьими служителями, подчиняются только
Богу, и никто кроме Бога не может повелевать ими, тем более не могут этого
делать люди.
Теперь перейдем к еще более интригующему
вопросу: является ли служение ангелов в наши дни реальностью? Многое в этом
вопросе разъяснит нам употребление слов malak и angelos
в Писании.
Как мы уже отмечали выше, упоминаниями об ангелах
изобилует Ветхий Завет, особенно с того времени, когда Израиль становится
избранным народом Божиим. В Писании мы несколько раз находим утверждения,
гласящие, что Закон, данный Богом Израилю, был «предписан через ангелов» (Деян.
7:53, Гал. 3:19, Евр. 2:2) и, по всей видимости, его исполнение курировалось
также ангелами.
В посредничестве ангелов между Богом и людьми
прослеживается прообраз Христа. Поэтому столь обильные их упоминания в Ветхом
Завете и в начале Евангелий значительно уменьшаются при описании земного
служения Иисуса, хотя их служение все еще присутствует. Во время Своего земного
служения Сам Христос был Словом Божьим и Посредником, приводящим к Отцу. Однако
во время молитвы в Гефсиманском саду Иисус выступает не как Бог, а как Человек,
нуждающийся в руководстве и помощи. Поэтому Бог Отец проявил заботу о Нем через
ангела – посредника. Как Человек, Иисус был немощнее, чем Ангел. Как Господь –
«столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя»
(Евр. 1:4-7). В Мф.4:11 и Мк.1:13 ангелы служили Христу как рабы Господину –
еще одно подтверждение того, что только Бог может приказывать ангелам.
После смерти и воскресения Иисуса Ангелы
являлись ученикам и апостолам. Они помогали им и укрепляли их в испытаниях. На
протяжении всей истории Израиля как избранного Божьего народа, служение ангелов
обязательно присутствовало в той или иной форме, поскольку оно являлось одной
из основных составляющих того «языка», на котором Бог обращался к Своему
избранному народу, наряду с чудесами, знамениями и пр.
Но в Деян. 28:28 ситуация изменяется. После
третьего предупреждения (см. также Деян. 13:46 и 18:6), Израиль как избранный народ
отвергается Богом и уравнивается в своем положении с прочими народами. Это
изменение хорошо можно проследить по посланиям апостола Павла. В первых семи
своих посланиях, написанных еще в период Деяний (т. е. до Деян. 28:28 – Рим.,
1,2Кор., Гал., 1,2Фес., Евр.) он постоянно подчеркивает первенство иудеев в
духовной иерархии: «…как Иудею, первому, так и Еллину» (Рим. 1:16). В
последующих семи посланиях мы не найдем ничего подобного. Кроме этого
конкретного момента, между двумя этими группами посланий существуют и другие
различия, указывающие на то, что в Божьем Плане
веков наступил новый этап, произошла смена домоуправлений. И в наступившем домоуправлении благодати
Божьей для язычников Израиль уже не занимает первенствующего места в Божьих
планах[2].
В Еф. 2:13-15 мы читаем об окончательном уравнивании пред Богом Израиля и
языческих народов.
Соответственно, изменяется и «язык», на
котором Бог обращается теперь к людям. Многие особенности, являвшиеся привычной
для Израиля атрибутикой общения с Богом, становятся ненужными и уходят в
прошлое. В их числе оказывается и служение ангелов. В нынешнем домоуправлении
Христос является единственным Посредником между Богом и всеми людьми.
Апостол Павел делает особый акцент на этом
изменении в одном из последних своих посланий, что говорит нам о важности
произошедших изменений и необходимости верного их осознания и истолкования:
«Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов,
доверяя своим видениям, напрасно надмеваясь плотским своим умом и не держась
Главы…» (Кол. 2:18-19).
Итак, мы выяснили, что служение ангелов имело
свои конкретные цели и задачи в Божьем Плане и служило одним из основных путей
общения Бога с Израилем в период его избранности в качестве Божьего народа. В
настоящее время служение ангелов является неактуальным из-за смены
домоуправлений и потери Израилем своей избранности, и, следовательно, отсутствует. На сегодняшний день
познать волю Божью мы можем только из Писания – завершенного и совершенного
записанного Слова Божьего – благодаря помощи Живого Слова – Христа (Кол. 2:2-3,
8-10, 2Тим. 3:16).
В заключение скажем еще несколько слов о так
называемых «темных» ангелах или духах-отступниках, последователях сатаны.
Безусловно, они, так же как и Божьи ангелы, являются реальной духовной силой.
Их действия, равно как и действия сатаны, направлены против воли Божьей, с
целью нарушить Его планы и замыслы. В то время, когда служение ангелов еще
присутствовало, их вмешательство в жизнь людей было довольно активным.
Например, в Быт. 6 ими была предпринята попытка (и, возможно, она была не
единственной) уничтожения на земле чистого человеческого семени, или «семени
жены», путем смешения двух природ: духовной природы падших ангелов - «сынов
Божьих» и природы «дочерей человеческих», что повлекло за собой рождение
«исполинов». Таким образом сатана предполагал сделать невозможным исполнение
пророчества о пришествии Христа на землю от чистого «семени жены», изреченного
в Быт. 3:15 (подробнее об этом можно прочесть в статье «Сыны Божии»).
Зная об активной возможности вмешательства
«темных» ангелов в жизнь людей, апостол Петр предупреждает верующих словами:
«Трезвитесь и бодрствуйте: противник ваш диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий
кого поглотить. Противостаньте ему твердой верой…» (!Пет. 5:8-9).
Поскольку служение ангелов в настоящее время
прекратилось, возможность беспрепятственного вмешательства и влияния на людей
«темных» ангелов стала более ограниченной. Так, апостол Павел в одном из
последних своих посланий призывает верующих лишь «не давать» самим «места диаволу» (Еф. 4:27), не
переходить черты, установленной Богом для ограждения верующих.
Итак, познавая из Писания, какова воля Божья
«на сегодняшний день», познавая, какое хождение сегодня согласуется с Его
волей, постараемся соответствовать этому и «ходить достойно призвания» (Еф.
4:1), во всем угождая нашему Господу.
©, 2000