Дн.28:28 - особенное место в книге
Деяний.
Дн.28:28 - диспенсационная граница между домоуправлением (диспенсацией) Царства и Закона для Израиля и домоуправлением (диспенсацией) благодати для язычников.
Г.М.Ю.
Именно слова в Дн.28:28 были последними словами
Бога иудеям прежде, чем начался период, когда они будут долго оставаться без
жертвенника, без церемоний и т.д. Именно после этих слов Израиль остался без
земли, без Храма и был рассеян по всей земле и в очередной раз стал LO-AMMI -не Мой народ . Уже только это дает нам понять,
что что-то изменилось. Но многие считают, что в Дн.28:28 не произошло ничего
особенного и что там описано тоже самое, что происходило в течении всей книги
Деяний, а именно: просто Бог периодически обращался к язычникам, как в 10, 13 и
18 главах книги.В этой
статье хотелось бы показать, что именно это место является границей между двумя
домоуправлениями. Со сменой домоуправления в силу вступает другая часть
Божественного плана и Бог развивает отношения с другой
частью человечества и действует по отношению к ней по другому. Но конечная цель
и план в целом остаются неизменными. Следующая таблица показывает, что
обращения Павла к язычникам в 13 и 18 главах существенно отличается от 28
главы, и носят иной характер.
Деян.
13:46-14:1, Деян.
18:6-26 |
Деян.
28:23-31 |
После каждого заявления он снова идет в
синагогу, 14:1, 18:26 |
таких данных нет. |
Иудеи ревнуют, по Богу, но не по разумению , и чинят препятствия,
13:50, 18:12 |
28:31 - беспрепятственно и конец Деян. |
Оба случая - возбуждение ревности в Израиле
Павлом и в обоих случаях к язычникам Павел идет, исходя из условия: 18:6 т.к. вы отвергаете, иду, язычникам 13:46 т.к. они противились, мы обращаемся к
язычникам Получение спасения язычниками зависит от
того, отпадет ли очередная ветвь Израильской маслины или нет. Язычники всегда
вторые. |
Мы не видим слов "т.к." и никаких
условий. Спасение послано
безусловно и независимо от Израиля. Павел не говорил в Деян.28:28, что "идет к
язычникам" или «обращается к язычникам». Написано: "спасение Божие послано
язычникам, они и услышат" В отличии от Дн.13:26
, где четко сказано, что слово спасения сего послано детям рода Авраамова и боящимся Бога между ними (т.е. прозелитам[1]
и сочувствующим, которые посещают синагоги и готовятся стать прозелитами). |
Отсутствие пророчества Исаии в этих местах |
Пророчество Исаии как кризис в Деяниях |
Историческая книга продолжается
как и история взаимоотношений Бога и Израиля |
Историческая книга Деян.
обрывается , как и история взаимоотношений Бога с
Израилем временно прерывается, чтобы найти свое продолжение в книге и во
времена Откровения |
Храм в Иерусалиме после этих заявлений оставался невредим, все церемонии продолжали действовать |
Храм разрушен через несколько лет после
заявления в Деян. 28:28 как подтверждение |
Чудеса и знамения продолжаются после этих
случаев |
Чудеса и знамения отсутствуют. Только
проповедь (Бог конечно
творит чудеса в жизни христиан, но это не знамения для пяти или трех тысяч
как в Деяниях или в Евангелиях). |
Эта диспенсационная граница разделяет послания Павла на 7 написанных до и 7 написанных после его заявления в Дн.28:28. Первые семь при внимательном не предвзятом рассмотрении существенно отличаются от вторых.
Вот интересная таблица по посланиям
Павла, шесть из которых написаны ДО Дн.28:28 и шесть написаны ПОСЛЕ Дн.28:28
|
ДО
Дн.28:28 (Гал..1,2Фес,
1,2Кор, Рим., даже не учитывая Евр.) |
После
Дн.28:28 (Тит,
1,2Тим., Флп., Еф., Кол, даже не учитывая Флм.) |
слово |
сколько
раз встречается |
сколько
раз встречается |
ИУДЕЙ |
25 |
1
(Кол.3:11 ) |
ИЗРАИЛЬ |
14 |
2
(Еф.2:12, Флп.3:5) |
ИЗРАИЛЬТЯНИН |
3 |
0 |
|
всего
42 |
всего
3 |
Куда же делся Израиль? Ответ тот же, и мы
найдем его в Еф.2 - он стал одно с язычниками, т.е. он теперь ничем не
отличается для Бога от других народов. ВРЕМЕННО конечно пока войдет полнота
язычников.
Очень важно, что в Дн.28:28 Павел
цитирует пророчество Исаии 6гл. Оно повторяется во всех трех предложениях
Царства Израилю и каждый раз после того как они не
принимали Царство произносилось это пророчество. Символично это показано Павлом
в послании Римлянам как отсечение ветвей благородной маслины:
1. Бог говорил отцам в пророках-отвергли-Ис.6:9-13 (не смотря на то, что они
убивали пророков и убили Иоанна Крестителя как одного из ярчайших из них, им простилось и снова был дан шанс, но одна ветвь отсечена)
2. Бог говорил в Сыне - отвергли Царя-Мф.13:14, Мр.4:12, Лк.8:10, Ин.12:40 (но не смотря на то, что они убили Сына, по Его молитве на
кресте, Отче прости им, ибо не ведают, что творят, им простилось и был дан еще
один шанс, но еще одна ветвь отсечена).
3. Бог говорил и действовал Духом Святым через апостолов, на место отсеченных
благородных ветвей прививаются дикие для того, чтобы
дерево принесло плод – опять отвергли,
апостолов гнали и убивали - Дн,28:25-27. Хула на Духа Святого не простилась им. Израиль был отпущен как
неверная жена, но будет принят в конце. Он был срублен как не приносящее плода
дерево, но корень остался и он даст ростки
в конце. Именно здесь исполнилась последняя часть пророчества о
срубленном дереве (Ис.6:13), Именно результат исполнения этого пророчества мы
могли воочию наблюдать в истории Израиля, начиная с 70-го года.
Кстати в Дн.28:25 гр. слово apeluonto (они уходили) можно перевести
как - они были отосланы или отпущены.
Совершенно очевидно, то в Дн.28:26-28 последние слова, сказанные Богом Израилю
(народу сему) перед периодом долгого молчания. Следующие слова Бога, обращенные
к Израилю, мы услышим только, когда начнется День Господень великий и страшный.
Свидетельство о трех предложениях Царства можно увидеть в посл. к Евр, во многих притчах Господа о Царстве, в проповеди
Стефана в Дн. и даже в Ветхом Завете прообразно.
Слова "скажи народу сему" не позволяют думать, что это пророчество
обращено лишь к конкретным иудеям в Риме. А слова "да будет вам известно,
что спасение Божие послано язычникам..." сказаны
как следствие пророчества, т.к. присутствует гр. слово oun (итак), которое можно
перевести еще как ПОЭТОМУ.
Таким образом
в Деян.28 Бог не просто обратился к язычникам лишь для того, чтобы вызвать
ревность в Израиле, как это было раньше в Деян.10, 13, и 18, но Он послал
спасение язычникам безотносительно и независимо от Израиля, а планы Бога
относительно Израиля и Царства на земле были временно приостановлены, а Израиль
был временно распущен.
Какие изменения произошли
после заявления Бога в Дн.28:28
До этой границы осуществлялась часть плана
Бога относительно земного Царства. Естественно Израиль в этом плане был
важнейшим и первым для Бога, а язычники должны были получить спасение только
после Израиля и через Израиль. В земной сфере благословения язычники полностью
подчинены и зависят от Израиля и от благословений Израиля. Все, что Бог делает
с язычниками до Дн.28:28 никак нельзя рассматривать безотносительно Израиля.
Да, язычники спасались и до Дн.28:28 и даже в В.З., но их спасение всегда было
лишь второстепенным пунктом в Божием плане спасения
Израиля. До периода Деяний язычникам, чтобы спастись, нужно было войти в
Израиль – стать прозелитами. А в период Деяний спасение язычников
осуществлялось лишь с одной целью - возбуждение ревности в Израиле! Опять
главная цель Израиль! Язычники были должниками перед Израилем, т.к. стали
УЧАСТНИКАМИ В ИХ ДУХОВНОМ. Спасение язычников
описанное в периоде Деяний касалось только БЛАГОЧЕСТИВЫХ, БЛАГОГОВЕЙНЫХ
ЯЗЫЧНИКОВ, которые сочувствовали Израилю, помогали ему материально и морально,
посещали синагоги До Деян.28:28, Бог собирал собрание
(церковь), в котором преобладали уверовавшие иудеи, а язычники прибавлялись
лишь из милости для возбуждения ревности в Израиле - для этого собрания
применен образ Невесты, которая должна стать Женой. В Ветхом Завете Израиль
тоже назван женой, но Бог отпустил ветхий Израиль по причине их блуда с др.
богами (дал ему разводное письмо), а затем вернул его обновленным в Новом
Завете, т.е. Невестой, которая станет Женой.
После Дн.28:28
часть плана Бога относительно земной сферы благословений, земного Царства и
Израиля была временно
приостановлена, т.к. главный виновник этой части Божиего
плана - Израиль- отказался уже от третьего предложения
Царства. 1-ое предложение – Бог предлагал через пророков, второе предложение -
Сын, третье предложение - апостолы под руководством Духа Святого. Результаты
отказа Израиля от третьего предложения мы можем наблюдать почти 1900 лет,
начиная с 70-го года: нет земли, нет столицы, нет храма, нет жертвенника,
священства, церемониального служения и т.д. Бог после Дн.28:28 осуществляет
свои планы относительно небесной и наднебесной
сфер благословения. Теперь спасение Божие послано
народам (язычникам) независимо от Израиля, а евреи для Бога ничем не отличаются
от других народов и также спасаются, не имея никаких преимуществ и привилегий
перед другими народами в небесной и наднебесной сферах благословений. Теперь осуществляются
планы Бога не связанные ни с землей, ни с Израилем, ни с Церковью-Невестой, ни
с Новым-Иерусалимом, а связанные с Церковью, которая есть Тело Христа и с той
сферой, где Христос сидит одесную Отца. Эта часть плана была сокрыта Богом от
веков и родов и держалась втайне от всех, пока Павлу не было дано ее возвестить
всем в посл. Еф. и Кол. Началось формирование другого собрания (церкви),
в которой преобладают уверовавшие из язычников - для этого собрания применен
образ Тело Христово.
В веках грядущих эти собрания будут объединены под Главою Христом - здесь
применен образ брака. Двое станут одним.
Адам и Ева были родоначальниками ветхого человечества, которое в последствии
разделилось на две части - Израиль и язычников. А два собрания Невеста и Тело
Христовы, объединившись, станут началом НОВОГО ЕДИНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Тайна сия велика, сказано по отношению ко Христу и
Церкви.
Многие задаются
вопросом, что это знание дает нам на практике. Мы ответим, что практика и теория всегда связаны. Как, например, смотрится в
глазах Бога христианин, который считает себя членом Церкви-Невесты и думает,
что будет жить в Новом Иерусалиме, тогда как на самом деле такого не будет
никогда. Или как смотрятся те, кто пытается занять место народа Израильского
(мы теперь истинный Израиль - кричат они) и присвоить себе благословения
принадлежащие только им, тогда как они никогда их не получат. Как смотрятся язычники
пытающиеся исполнять субботу, иудейские праздники, храмовые ритуалы и церемонии
закона, постановления о пище и питии. Как смотрятся попытки творить чудеса в
виде знамений или пророчествовать от имени Бога или видеть видения, Ангелов,
тогда как все это вместе с роспуском Израиля было временно прекращено и названо
надмеванием плотским умом в послании Колосянам.
Все это от элементарного незнания своего положения пред Богом, своего
призвания, своей надежды, своего служения. Как много христиан трудится впустую и бьют руками по воздуху. Как смотрятся в глазах
Бога многие евреи, которые мечтают о себе, о своей исключительности и
привилегированности по отношению к не евреям - но это безосновательно, в
нынешнем домоуправлении они в глазах Бога одно с народами. Да они спасены, но
они спасены также как и другие из разных народов. Кроме того, они и в служении
пред Богом не имеют никаких преимуществ и привилегий. В нынешнем домоуправлении
Израиль и язычники - одно. А что получится, если народ и народы объединить в
одно - получатся народы (язычники). Понятно желание евреев быть исключительными
в планах Бога, поэтому они держатся за земную сферу благословений, где они бы
действительно имели преимущество. Но они просто не знают, что в небесной сфере
и наднебесной гораздо благословеннее. Павел даже отказался от своих преимуществ в земной
сфере, о чем он засвидетельствовал в Филиппийцам
3:5-7 и почел это все за сор и получил
лучшее, небесное, превосходнейшее. Так и нынешние евреи могут получить доступ к
лучшему, но если откажутся от своих притязаний на земные преимущества (принцип
- чтобы что-то получить надо от чего-то отказаться), но мы
конечно же понимаем, что это очень трудно человеку, но все возможно Богу.
Благословения земной сферы хороши, но есть лучшее и мы вместе с Писанием призываем к этому лучшему.
Зная, что
Дн.28:28 является границей между двумя домоуправлениями, мы можем определить
послания, написанные до Дн.28:28 и послания, написанные после Дн.28:28, потому
что они должны отличаться друг от друга наличием
или отсутствием самых основных признаков присутствия Израиля. Просто для
примера, подсчитайте сколько цитат и пророчеств из В.З. использовано Павлом в Гал., Рим., 1,2Кор., 1,2Фес. и сравните эту цифру с тем,
что получится в 1,2Тим,Тит,Флп.,Кол.,Еф. Пример
подобной таблицы по словам Израиль, Израильтянин,
Иудей есть выше. Предлагаем вам слова и выражения для самостоятельной проверки.
Конечно лучше проверять по греческой симфонии: чудеса,
знамения, Авраам, Моисей, Исаак, Иаков, Давид, отцы, обрезание, обрезанные,
необрезанные, Иерусалим, Ангел, Закон, Пасха, Суббота, пророчество, и т.д. Зная какие
послания написаны непосредственно для нас
язычников, живущих в домоуправлении благодати Божией,
мы сможем на практике исполнять именно то, что Бог требует именно от нас и
именно сейчас. Мы сможем достойно служить Ему, угождая Ему во всяком деле.
[1] В Деян.6:5 словами "обращенного из язычников" переведено гр. слово proseluton, а значение слова прозелит имеет совершенно определенный смысл и применяется к обращенным в Иудаизм. Сравните Дн.2:10 - в тот день апостолов, говорящих языками слушали только иудеи и прозелиты, собравшиеся на праздник в Иерусалим.