Кто такие
«отпадшие»?
(Евр. 6:6)
Г.М.В.
Кто такие отпадшие? Чтобы
ответить на этот вопрос, попытаемся, прежде всего, понять значение слова
«отпадшие» согласно греческому оригиналу. Слово это – parapipto – уникальное, и в Новом
Завете нигде больше не встречается. Состоит оно из греческой приставки para – «подле, поблизости, тесно
связанный с…» и слова pipto
– «посадка, приземление (после полета), спуск». Как видно, русский перевод
довольно точно передает смысл этого слова: «близкий или связанный с падением,
приземлением, упавший с высот духовного полета».
Сам смысл этого слова, равно
как и контекст, окружающий Евр.6:6, свидетельствуют о том, что речь идет здесь
о верующих людях.
Следующий важный момент –
понять, почему этих людей «невозможно … обновлять покаянием», и что,
собственно, представляет из себя это выражение.
Слово «обновлять» (другие
возможные его переводы: «восстанавливать, возвращать, реставрировать») – anakainizo, также уникальное. Состоит
оно из греческой приставки ana,
носящей смысл «повышения» или «подъема» чего-либо, и слова kainos – «новый, свежий, бодрый,
чистый, здоровый». То есть, буквальный смысл этого слова – «повышать уровень
свежести, здоровья, чистоты и бодрости». Очевидно, что слова «отпадший» и
«обновлять» находятся в смысловой гармонии друг с другом, образуя даже некую
«игру смыслов», - «поднимать снова вверх того, кто упал».
Подобное «обновление»
происходит, как явствует из рассматриваемого нами стиха, с помощью (или
посредством) покаяния. Это слово – metanoia – представляет для нас немалый интерес, т.к. и само
значение этого слова, и контекст тех мест, где оно встречается в Новом Завете,
очень многое дадут нам в дальнейшем для понимания вопроса об «отпадших».
Итак, слово metanoia означает «преобразование,
исправление, изменение», причем полное и кардинальное. Уже одно это объясняет
нам, почему невозможно несколько раз «обновлять покаянием», - нельзя несколько
раз кардинально изменяться, причем в одну и ту же сторону. Такое изменение
возможно лишь однажды и навсегда.
Если мы будем рассматривать особенности употребления слова «покаяние» в Писании, то сможем выделить несколько основных моментов в контексте мест, где оно встречается:
1) Выражение «Плоды, достойные
покаяния» (Мф.3:8, Лк.3:8, Деян.26:20). Отсюда очевидно, что истинное покаяние
должно подтвердиться в жизни верующего плодами, то есть делами Духа, угодными
Богу.
2) Акцент на то, что покаяние
связано с прощением грехов (т.е. не одного греха Адама, а личных грехов каждого
конкретного человека) – Деян.5:31, Евр.6:1, и др.
3) Описания следствия грехов
(нераскаянных) – гнев Божий, суд по делам (Рим.2:4, 2 Пет. 3:9-10).
Эти три момента необходимо
запомнить, т.к. они позволят нам глубже понять контекст Евр.6:6, т.е. отрывок с
Евр.5:11 по Евр.6:20.
Контекст мы будем
рассматривать, руководствуясь не последовательностью стихов, но степенью
важности упоминаемых в нем вопросов. Поэтому в
первую очередь остановимся на Евр.6:9, где затрагивается вопрос
спасения, являющийся одним из самых значимых в христианской жизни. Спасение –
понятие далеко не однозначное. Писание предлагает нам целый список терминов,
касающихся спасения, каждый из которых имеет свое, строго определенное
значение. Чтобы досконально разобраться в этом вопросе, предлагаем вам изучить
статью «Спасение» (Г.М.Ю.). После ее прочтения станет очевидным, что в Евр.6:9
речь идет не о спасении к жизни, но о спасении от грехов и всего, связанного с
ними (т.е. от Божьего гнева). Именно об этом говорит нам как сам контекст 5-6
глав послания к Евреям, так и контекст тех мест, где встречается слово
«покаяние» (о чем сказано было выше). В этом смысле интересен также образ земли
(Евр.6:7-8), «производящей тернии и репейник» и «близкой к сожжению». Давайте
вдумаемся в этот образ. Земля, безусловно, обозначает человеческую личность, -
ту почву, на которой либо возрастают добрые плоды Богу, либо «бесполезные
сорные травы». Но при пожаре сама земля не сгорает. Сгорают ее плоды –
растения, которые она произвела. Сама же земля очищается прошедшим по ней
огнем, и пепел удобряет ее для успешного последующего плодоношения. Это еще раз
подтверждает нам тот факт, что речь не идет об уничтожении человеческих душ,
названных «отпадшими», но речь идет о суде и гневе Божьем, который им предстоит
испытать. Образ очищающейся огнем земли, не приносящей до того доброго плода,
неизбежно напоминает нам такие места Писания, как 1Кор.3:11-15 и 2Пет.3:9, где
речь идет о несостоятельности дел, об очищении через огонь гнева, но никак не о
полном уничтожении.
Обратим внимание на еще одну
немаловажную параллель, находящуюся внутри самого послания к Евреям.
«Ибо невозможно
однажды просвещенных и вкусивших дара небесного и ставших общниками Духа
Святого и вкусивших доброго Божьего слова, как и сил будущего века, и отпавших,
опять обновлять покаянием, если они со своей стороны распинают Сына Божия и
выставляют на позор» (Евр. 6:4-6).
«Ибо если, получив познание истины, мы произвольно грешим, - то не остается уже жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников (…) насколько худшего наказания … будет достоин тот, кто попрал Сына Божия и кровь завета, которою был освящен, не почтив ее как святыню и оскорбив Духа Святого» (Евр. 10:26-29).
На основании двух этих
отрывков Писания, а также на основании всего вышесказанного попробуем, наконец,
сделать вывод и понять, кто же такие «отпадшие».
Во-первых, это верующие
люди, уже получившие первоначальные знания о Боге и о Христе, о Его
искупительной жертве. Они, безусловно и независимо ни от чего, (как, впрочем, и
все, даже неверующие люди) имеют спасение к жизни (т. е. воскресение) на
основании жертвы Христа за грех. А вот что касается спасения от грехов,
связанного с нашим личным его принятием и покаянием, то они его «вкусили», но
не приняли, не осознали (или проигнорировали) всю значимость принесенной жертвы
Христа за грехи. Не осознали они и свою греховность, а самое главное – суть и
вредоносность грехов, и отношение к ним Бога. Они остаются, по сути, «далекими
от Бога», «не обретшими покаяния», как Исав в Евр. 12:17. Покаяние – нечто
единожды совершаемое и окончательное. И действительно невозможно обновлять
покаянием все время, поскольку тогда ни одно из множества этих так называемых
«покаяний» в действительности таковым являться не будет, не будет истинным, а,
следовательно, и обновления не произойдет, не будет толчка к зарождению, даже
скорее – к развитию новой духовной природы, плоды которой – добрые, угодные
Богу дела. Человек по-прежнему остается с превалирующей в нем «ветхой
природой», плоды которой – «мертвые дела», и следствие их - гнев Божий.
Конечно, истинное покаяние
совсем не означает того, что человек после него полностью и абсолютно перестает
совершать проступки. «Ветхая» и «новая» природы борются в человеке до конца его
жизни в тленной плоти, но важно то, какая является главенствующей и основной.
При главенстве духовной природы проступки верующего уже не будут являться
сознательными и «произвольными». Также они не будут носить глобального
характера, представляя собой скорее досадные, неожиданные оплошности, минутные
проявления слабости, нежели сознательное, нарочитое непослушание.
Человек же «отпадший» не
осознает ни мерзости грехов в глазах Бога, ни великую ценность принесенной
Христом жертвы за них. Поэтому он не имеет «сдерживающего фактора» в своем
поведении и совершает множество сознательных грехов. Тем самым он,
действительно, заново «распинает Сына Божия, выставляя Его на позор», так как
не только являет дурное свидетельство окружающим, но и откровенно презирает
драгоценность принесенной за него жертвы, не трепеща перед благостью и
долготерпением благодатного Бога. Такой человек пожнет только осуждение и гнев
Божий за грехи, хотя жизнь после воскресения Бог у него не отнимает.
Обратим теперь внимание на
еще один очень важный момент в окружающем контексте 5 и 6 глав послания к
Евреям. В Евр. 5:11-12 Павел упрекает верующих за то, что они не растут
духовно, оставаясь на уровне младенцев и не стремясь к совершенству.
Результатом этого, как следует из слов апостола, может стать положение
«отпадших». Человек, истинно покаявшийся, не может и не должен стоять на месте
в духовном росте, но должен всячески совершенствовать и укреплять свою «новую
природу», чтобы «ветхая» не взяла над ней верх, чтобы не появлялись новые
основания к «покаянию от мертвых дел» (Евр. 6:1). В духовной жизни нет и не
может быть статичности, - ее непременным атрибутом является динамика: динамика
роста или динамика падения. Вспомним еще одно предостережение Павла по этому
поводу в 1Кор. 10:12: «Кто стоит, смотри, чтобы не упасть». Если человек не
совершенствуется духовно, он регрессирует, деградирует и скатывается к
подчиненности «ветхой природе» и многочисленным грехам. Именно поэтому Павел и
призывает верующих «проявлять до конца ту же ревность для достижения полноты
надежды», чтобы «не облениться, но стать подражателями тех, которые верой и
долготерпением наследуют обещания» (Евр. 6:11-12).