МФ. 11:6
Г. М. В.
Вопрос: какой смысл несут в себе слова: «И блажен, кто не соблазнится обо Мне»?
1.
Уточним по Слову само понятие «соблазна». В Мф. 11:6,
равно как и в Лк. 7:23, используется греческое слово skandalidzo. Оно является
производным от слова skandalon, которое, в свою
очередь происходит от слова kampto. Поэтому, для
полноты картины, рассмотрим значения всех этих слов.
Kampto. Общее значение
этого слова – «согнуться», «преклониться» или «отклониться». В Новом Завете обычно
используется в словосочетании «преклонить
колени» (Рим. 14:11).
Skandalon. Общее значение –
«ловушка», «тупик», «западня». Одно из употреблений – в фразе, которая говорит
о Христе: «камень преткновения и соблазна»
( Рим. 9:33).
Skandalidzo. Общее значение
этого слова – «поймать в ловушку», «обмануть», «запутать», «сделать ложный
шаг». Библия уподобляет значение этого слова понятию «отречения» (Мф. 26:33), «преткновения» (Рим 14:21).
То
есть, можно сделать общий вывод по значению понятия «соблазна». «Соблазниться о
Христе» – значит уклониться от верного представления о Нем, отречься от Него,
а, следовательно, оказаться в ловушке своего собственного заблуждения со всеми
вытекающими печальными последствиями.
2.
Теперь рассмотрим смысл высказывания Христа в Мф.
11:6 применительно к контексту, в котором оно находится.
Иоанн
Креститель через своих учеников задал Христу вопрос: «Ты ли Грядущий, или
ожидать нам иного?». Сам вопрос как бы подразумевает некоторое сомнение в том,
что Иисус есть Мессия. Почему Иоанн задал этот вопрос,
сказать сложно. Произошло ли это потому, что Иоанн сам
был сломлен тяготами заключения, потому ли что он рассчитывал на освобождение,
дарованное ему Христом. Или он задал его ради самих учеников, через которых и
послал спросить об этом. Возможно, он рассчитывал на то, что, услышав ответ на
этот вопрос из уст Спасителя, эти ученики последуют за Ним. Так или иначе,
вопрос был задан. Как же ответил на него Христос?
Христос
не ответил на вопрос прямо, а указал на совершаемые Им чудеса. Если судить по контексту Еангелий от
Матфея, Марка и Луки (Евангелие от Иоанна написано с иной задачей, нежели эти
три. В нем Христос представлен с точки зрения Его
Божественной Сущности), то Христос всегда избегал прямого ответа на подобные
вопросы, за исключением последнего допроса в Синедрионе. Более того, Он
запрещал людям разглашать, что Он – Мессия.
Причина
этого раскрывается нам в Мф. 12:16, где приводится
цитата из Ис. 42:1-6. Практически на протяжении с 40
по 45 главы книги этого пророка Дух Божий проводит границу между идолами и лжебогами заблуждения человеческого и Истинным Единым
Богом. Обильные и красивые, но лживые слова противопоставлены здесь делам Божиим, которые очевидны и истинны. Исаия говорит нам о
том, что Божие свидетельство весомо именно потому,
что оно основано на делах, а не на словах.
Есть
и еще один очень важный момент. Обратим внимание на слова «Ибо все Пророки и
Закон пророчествовали до Иоанна», и «Царство Небесное
силою берется, и употребляющий усилие овладевает им». (Мф.
11:11, 13). В Законе и Пророках содержалось множество пророчеств о Христе.
Христос пришел, чтобы их исполнить. Об исполнении этих пророчеств говорят дела
Иисуса. И далее каждый человек должен был самостоятельно сделать выводы из увиденного: сравнить увиденное им с тем, о чем говорят Закон
и Пророки, и убедиться в том, что Иисус есть Мессия. В этом-то и состояло
значительное усилие: смочь отказаться от своих личных плотских представлений по
этому поводу или от личных интересов, и принять в сердце Истину.
Кроме
того, каждой проповеди – свое время. После того, как Христос совершил дело
Искупления и, восстановив возможность близкого контакта человека с Богом,
сделался Ходатаем и Посредником, проповедь Его Имени прошла по всей земле и
идет доныне. Но тогда, в тот момент, который мы рассматриваем, такой проповеди
время еще не пришло.
Поэтому Христос
не ответил на вопрос Иоанна прямо.
3.
Разглашение людьми о том, что Христос есть Мессия, могло повлечь за собой массу
различных бед, в том числе и соблазнов. Человеческая сущность изменчива и
необъективна, и зачастую склонна преувеличивать менее значительные факты,
упуская более значительные и теряя сущность дела. Люди
видели в Иисусе прежде всего не источник духовных благ
– благодати и вечной жизни, а источник материальных благ – исцелений и хлеба
(Ин. 6:26-27). Плотские вещи заслоняли для них духовный смысл происходящего и
мешали воспринимать Христа так, как должно. А разглашения о новых исцелениях и
насыщениях лишь подстегивали плоть. В результате возникали помехи для служения
Христа (Ин. 6:15, Мк.1:45).
4.
Итак, попробуем уяснить из всего вышесказанного, в чем же состояла сущность и
опасность соблазна. Как мы помним из повествований Евангелия, соблазнялись о
Христе многие: и фарисеи, и даже сами ученики.
Что
же означает «соблазниться о Христе»? Это означает либо отречься от
исповедуемого ранее убеждения в том, что Иисус есть Мессия, либо встать на
ложный путь, принимая Христа не за того, кем Он является.
Пути
нашего сердца должны быть всегда выпрямленными, прямыми для Господа (Мф. 3:3). Мы должны всегда почитать Христа за того, кем Он
действительно является, - за Бога и Мессию, нашего Спасителя и нашего Главу. И
нужно строго следить за тем, чтобы наши личные мотивы, выгоды и желания никогда
не становились давлеющими, заслоняя Свет Истины –
свет Христа. Если же пути сердца по какой то причине
отклоняются от верного пути, искривляются, это может завести нас в тупик, в
западню, поставленную сатаной.
©,
1997