Сравнение Мф. 23:9 и 1Кор. 4:15
Г. М. Ю.
Цитаты из Библии даны: Новый Завет - по новому переводу с греческого подлинника, SGP, 1990
"И отцом своим не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец - Небесный" (Мф. 23:9).
"Ведь если даже вы имеете тьму наставников во Христе, вы имеете, однако, не многих отцов, ибо родил вас я во Христе Иисусе чрез Евангелие" (1 Кор. 4:15).
Между этими местами есть существенные различия.
1. Различия между книгами, в которых они встречаются.
Евангелие от Матфея написано одним из двенадцати апостолов, который ходил вместе с Иисусом во время Его служения на земле, оно направлено неверующему израильскому народу, призывая его к принятию своего Мессии - Царя и Царства. Это Евангелие повествует нам о том, что Иисус послан только к израильскому народу (Мф.10:5,6, 15:24, Рим.15:8) и все Его служение направлено на призыв Израиля к покаянию и на проповедь Царства (Мф.4:17,23, 9:13, 10:7). Двенадцать апостолов в период Деяний продолжили Его служение, они также были направлены к Израилю, они также проповедовали покаяние и приближение Царства израильскому народу (Деян.2:38, 3:19, 5:31). Кроме того, обратите внимание, что в этом евангелии очень часто говориться о неверующих во Христа иудеях, о суде по делам, о законе, заповедях, о милостыне, посте
и молитве, и не удивительно, ведь это было продолжение домоуправления Закона.1Коринфянам написано апостолом Павлом, который был призван воскресшим и прославленным Христом и не входит в число 12. Павел является уникальным апостолом - апостолом язычников, которому были даны совершенно уникальные повеления и служение. Его служение в период Деяний было направлено к Израилю первому, а когда Израиль не принимал его проповедь, он обращался к язычникам. Его послания адресованы в основном уже уверовавшим во Христа либо иудеям, либо язычникам. Он много говорит о благодати, об оправдании по вере, о спасении всех людей. И не удивительно, потому что именно Павлу было поручено домоуправление Благодати Божией. Итак, мы видим, что эти книги относятся к разным домоуправлениям, направлены разным адресатам, поэтому мы должны быть осторожны и правильно разделять слово истины (2Тим.2:15).
2. Различия в контекстах и темах.
В Мф.23 мы видим, что слова Христа являются предостережением против того, что любили делать фарисеи и книжники. Видимо фарисеи и книжники любили не только, когда их звали "равви", но и когда их звали "папа" (евр. Авва) или отец, что возвышало их в собственных глазах. Христос предостерегает от такого самовозвышения.
В контексте 1Кор.4:15 Павел предостерегает от хвастовства по плоти, от преждевременного суждения о служении других верующих, от превозношения одних над другими (1Кор.4:5-7). Далее он говорит о том, что терпят последние апостолы ради служения Христу, тогда как коринфяне уже "вовсю царствуют", они
мудры, крепки и в славе. Затем Павел указывает, что это не пристыжение, а вразумление как возлюбленных детей. Далее идет объяснение, почему он считает их своими детьми. Таким образом, когда Павел говорит о своем отцовстве по отношению к коринфянам, он лишь подчеркивает свою любовь к ним как отца к детям и вовсе не имеет в виду свое более высокое положение как апостола(1Кор.4:14).. Слово "отец" применяется здесь в образном смысле, указывая на возрождение коринфян от проповеди Павла. Например, фраза "отец лжи" указывает на происхождение лжи от сатаны. Павел применяет и другие образы, чтобы показать, что именно его проповедь привела коринфян ко Христу: "насаждающий", "Божия нива", "мудрый строитель", "строение" (1Кор.3:5-14). И все эти образы в конце концов возвеличивают Бога (1Кор.3:7).3. Различие в применяемых словах.
Слово "учитель" в Мф. 23:8 и "наставник" в 10 ст. - это одно и то же греческое слово
kathegetes - лидер или ведущий по определенному пути, оно встречается в Н. З. только здесь. Из текста ясно, что ему соответствует евр. "равви", почетный титул в иудейских школах, буквально переводится - мой учитель, великий или главный. Этот титул действительно может принадлежать только Христу, также как и имя Авва-Отче может принадлежать только Богу Отцу.В 1Кор.4:15 словом "наставник" переведено другое греческое слово -
paidagogus, которое встречается еще два раза в Гал. 3:24,25. Это слово означает - детоводитель. В древней Греции были такие служащие, которые наблюдали за поведением мальчиков и должны были водить их за руку в школу и обратно. Отсюда мы видим, что Павел говорит совершенно о другом наставничестве и, следовательно, о другом отцовстве.Теперь, мы надеемся, у вас нет никаких сомнений в том, что слова Павла из 1Кор.4:15 не противоречат словам Христа из Мф. 23:9, и это еще раз подтверждает 1 Кор. 8:6.
Ó
, 1999