Сокрытая мудрость
Иов.18:12-28
А. С. М.
Это удивительный отрывок из возвышенной речи многострадального Иова.
Книга Иова является очень древней по написанию, весьма поэтичной по стилю и глубокой по содержанию. В ней тесно переплетены в судьбе одного человека неисследимые владычество и воля Бога, коварные замыслы и действия сатаны, сокровенная мудрость великого Бога и жалкие попытки человеческой мудрости постичь ее. Здесь со всей отчетливостью показаны суверенитет, святость и могущество Бога и связанная с этим вопиющая нужда грешного человека в посреднике, искупителе и спасителе.
Взятые нами слова Иова говорят о сокрытой мудрости, которую нельзя оценить и постигнуть человеческими измерениями. По сути мы видим здесь, что она сокрыта в самом Боге и только страх Господень определяет приближение к ней.
“И сказала человеку: “вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум” (Иов.28:28).
В Ветхом Завете очень много говорилось о великой ценности премудрости Бога, которая приоткрывалась через пророческие Писания и в то же время была очень высока для постижения людьми. Книги Псалтирь, Притчи и Екклесиаст постоянно говорят о величии Божией мудрости, важности ее обретения и о страхе Божием, как основании доступа к ней.
“Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек” (Пс.110:10).
“Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление” (Прит.1:7).
“Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение”(Прит.15:33).
Во все времена Слово Божие было и остается источником и выражением Божией мудрости.
“Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, перебывает вовек. Суды Господни - истина, все праведны. Они вожделеннее золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда”(Пс.18:8-12).
“Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса” (2Тим.2:15).
“Я видел предел всякого совершенства; но Твоя заповедь безмерно обширна. Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Заповедию Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих; ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю об откровениях Твоих. Я всеведущ более старцев; ибо повеления Твои храню.” (Пс.118:96-100, читай весь Пс.118)
Очень ярок пример падения царя Соломона, который обрел великую мудрость от Бога, но оставив закон Божий впал в позорное идолопоклонство (3Цар.1-11).
В личности Иисуса Христа сокровенная премудрость Божия стала близка и доступна нам, когда “Слово стало плотию” (Иоан.1:14); когда Сам Бог “явился во плоти”(1 Тим.3:16)
Перед младенцем Иисусом преклонились мудрецы Востока, символизируя, что мудрость человека уступает место Божией мудрости.
“Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему“ (Матф.2:1-2).
“И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.” (Матф
.2:11).Будучи ребенком, Иисус являл особые признаки своего Божественного происхождения.
“Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем.”(Лук.2:40)
“Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.”(Лук.2:47)
“ Иисус преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков.” (Лук.2:52)
Далее в своем служении Христос явил открыто людям силу и мудрость Божию.
“И пришед в отечество Свое, учил их в синагоге их так что они изумлялись и говорили: ”откуда у Него такая премудрость и силы?” (Мт.13:54)
“Когда наступила Суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?” (Мр.6:2).
После смерти, воскресения и вознесения Христа апостолы проповедовали Его во времена Деяний, как Божье спасение и премудрость.
“Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, а потом и Еллину.”(Рим.1:16)
“К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают приникнуть Ангелы”(1Пет.1:10-12).
Апостол Павел проповедует Христа как Божию премудрость, ранее сокрытую.
“А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость”(1Кор.1:23-24).
“От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освещением и искуплением”(1Кор.1:30).
“Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: ”не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1Кор.2:6-10).
И, наконец, в посланиях к Ефесянам и Колоссянам, написанных после периода Деяний мы читаем, что Бог открывает Павлу тайну, сокрытую от веков и родов, тайну о Теле Христа.
“Мне наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем” (Еф.3:8-11).
Это новое домоуправление (буквальный перевод с греческого), открытое Павлу, связано с завершением Писания, полным раскрытием тайны Христа для язычников и определяет практику церкви Тела, глава которого Христос.
“Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога”(Кол.1:9-10).
“Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе”(Кол.1:24-28).
“Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения” (Кол.2:2-3).
Слава Богу, что через Апостола Павла нам дано это чудное откровение. Теперь для нас полностью открыто законченное Писание, как записанная мудрость Божия, которая открывает во всей полноте Христа, как живую мудрость Бога для нас. Нам остается только преклониться перед Богом с Его чудным спасительным планом для нас через Иисуса Христа и молиться друг за друга молитвой Апостола Павла.
“
Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем.” (Еф.1:17-23)“Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, - да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею, а Тому, Кто дейстующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.” (Еф.3:14-21)
E-mail:
hisbody@yandex.ruhttp://mgoll.narod.ru
hisbody@yandex.ru http://mgoll.narod.ru
© , 1997