Принципы толкования
Верное разделение Слова предполагает изучение следующих моментов:
1) Книги Библии были написаны разными людьми, в разные времена и с разными целями. Хотя и говорится, что Библия написана для всех времен и народов, но в то же время не все книги Библии адресованы конкретно нам или написаны о нас. При введении понятия диспенсации (т.е. разделения книг Писания во времени), становится ясно, что в Библии описываются различные периоды времени, в течение каждого из которых Господь общался с людьми особым для этого периода способом, отличавшимся от Его взаимоотношений с людьми в других периодах. Так, например, домоуправление Закона во многих существенных аспектах отличается от домоуправления Благодати.
2) Нам всегда следует, если можно так выразиться, "читать надпись на конверте" перед тем, как предположить, что указания или повеления того или иного послания адресованы конкретно нам. Так, некоторые из посланий адресованы Иудеям, некоторые - язычникам, некоторые - Церкви-Невесте, а некоторые - Церкви, которая есть Одно Тело.
3) Множество ошибочных толкований возникает вследствие принятия и применения истины, относящейся к другому времени (например, соблюдение субботы).
4) Очень важно четко понимать значение используемых терминов. Прежде чем дать определение, следует рассмотреть места, где встречается данное слово, и его использование, отмечая все детали. Некоторые слова имеют более одного значения, но в каждом отдельном случае применимо может быть только одно из них.
5) Некоторые места в Писании имеют исторический, а также духовный или символический смысл. Чтобы понять истинное значение слова, следует: отмечать любые разъяснения, данные самим автором; удостовериться, что наше толкование не отрицается употреблением этого слова в других местах.
6) Для правильного толкования очень важно изучение контекста. Простое "нанизывание" отрывков текста и их совместное рассмотрение может привести к неправильным выводам. Близлежащий контекст находится в пределах главы или двух глав, отдаленный - в другой части книги, или даже в другой части Библии в целом. Изучение контекста особенно важно при условии, что Библия - единое целое.
7) Первоначальное местонахождение слов, выражений или речевых оборотов (т.е. место, где данное слово или выражение впервые встречается в Писании) часто дает ключ к пониманию их значения.
8) Любой отрывок Писания находится в гармонии с другими отрывками и со всей книгой в целом. Ни один отрывок не может быть истолкован так, чтобы опровергать учение другого отрывка. Противоречия же могут возникать по ряду причин (разные авторы имели разные цели - две родословные Христа в Мф.1 и Лк.3; одно и то же имя или название принадлежит разным лицам или местностям; различный порядок в перечислении событий и т.д.).
9) Очень важно установить замысел отрывка (т.е. зачем тот или иной отрывок был написан). Иногда замысел написания какого-либо отрывка бывает очевидным, иногда книга или какой-либо ее раздел бывает написан, чтобы указать адресатам на ошибки или ответить на вопросы.
10) Стиль изложения притчами основывается на сходстве понятий или событий. Следует быть внимательными, чтобы понять, какая именно часть исследуемого отрывка составляет предмет притчи. Пришествие Господа как вора ночью имеет только один момент сходства - неожиданность. Идти дальше в рассмотрении этой притчи означало бы наделять Господа неправедностью. При толковании притчей нам следует обратить особое внимание на следующие моменты: люди, к которым эти притчи были обращены, и обстоятельства, которые сопутствовали этому.
11) Как правило, Израиль является ключом ко всем пророчествам в Библии. Другие народы и личности являются предметом пророчеств постольку, поскольку они связаны с Израилем и с Иерусалимом. Некоторые пророчества исполнились вскоре после их возвещения (например, о Всемирном потопе). Некоторые были связаны с более отдаленными временами (например, о страданиях Христа). Каждое пророчество, которое исполнялось, исполнялось дословно. Это дает нам основание верить, что так произойдет и с теми пророчествами, которые еще не исполнились.
12) В Флп.1:9-10 Апостол Павел молится, чтобы любовь святых "все более и более преизобиловала в познании и всякой рассудительности, чтобы вы испытывали, что лучше". Эти же стихи в авторизированной версии читаются как "Испытывайте различное". Слово, переведенное как "рассуждение" (или "рассудительность"), означает понимание (осознание) и умение распознавать (проницательность). Если мы хотим извлечь духовную пользу из знаний, полученных с помощью нашего совместного исследования, то верное разделение Слова должно привести к такому же результату, о котором и молится Павел в Флп.1:9-10. Всякий раз, когда мы распознаем вещи, события или другие понятия, которые различны, мы должны сделать выбор в пользу лучшего. Мы должны решить, под законом мы или под благодатью; где наша сфера благословения: в Царстве Божием или в Церкви; где будут реализованы наши надежды: на небесах или на земле.