СЛУЖИТЕЛИ И
ПОСЛАННИКИ
Во многих
христианских гимнах выражено желание быть подобным ангелу или стоять вместе с
ангелами. Но теперь мы уже поняли, что искупленные Господом никогда не будут ангелами,
хотя в воскресении славы будут похожи на них в каком-то отношении. Некоторые из
нас радуются в положении, которое дано нам благодатью. Она поместила нас
превыше начальств и властей. Ангелы же, о которых мы только что упоминали, -
это служебные духи. Хотя святые никогда не будут ангелами, все-таки, в более
широком смысле этого слова, каждый искупленный может быть "посланником",
т.к. и в еврейском языке слово "malak"
и в греческом "aggelos "
так и переводятся. Для того, чтобы быть посланником, не требуется научение или
навык. При сильной необходимости любой, даже самый медленный посланник лучше,
чем вообще никто. Быть посланником Господа в силах любого искупленного. Самую
важную черту этого вида служения подчеркнул пророк Аггей (Агг.11:13):
"Тогда Аггей, вестник Господа, посланный от Господа, сказал...".
Более близкий к оригиналу перевод звучит так: “Тогда Аггей посланник Господа в
Господнем послании сказал...”.
Посланник и
послание тесно связаны, т.к. одно слово вытекает из другого. Слова Аггея могут
быть прекрасно применены к диспенсационной истине (истине определенного
домоуправления), потому что никто не сможет отделить Петра от послания
обрезанным, также как Павла - от благодати Божией, дарованной язычникам. И то,
что верно о таких посланниках как Петр, Павел и Аггей, то верно и по отношению
ко всем нам. Человек и его послание должны быть как можно сильней объединены
вместе. Конечно, это влечет за собой и доктрину, и практику. Павел применяет
это к себе таким образом: "Ты последовал за мной в учении, образе жизни..." (2 Тим.3:10).
Говоря о
посланнике, Книга Притчей использует точный образ: "Что прохлада от снега
во время жатвы, то верный посол для посылающего его; он доставляет душе
господина своего отраду" (Пр.25:13). Очень благословенно, когда посланник
является отрадой Тому, Кто послал его, даже если его послание бесплодно
по отношению к адресату. Образ
изменяется, далее в Пр.25:25 читаем: "Что холодная вода для истомленной
жаждою души, то добрая весть из дальней страны". Таким образом, верный посланник
и эта добрая весть, которую он несет, освежает сердце Бога и человека. Поэтому
быть посланником Господа немалая привилегия.
Евр.1:14 уже
показало нам, что посланники могут быть служителями. Давайте рассмотрим этот
аспект. Слова, наиболее часто переводимые как "служитель" и
“служить”, являются греческими diakonos или diakoneo. Некоторые устанавливают происхождение слова от греческого
“через грязь”, подразумевая бегущего по жарким и грязным землям Библии.
Правильно ли это или нет, мы сказать не можем, но самое первое, что ассоциируется
с этим видом служения - это скромность. Это вид служения, при котором заботятся
о других. Вторичный смысл этого слова - это "попечение о столах".
Сущность этого служения можно видеть в Самом Христе. "И кто хочет между вами
быть первым, да будет вам рабом; ... так как Сын Человеческий не пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих".
Собственный пример
нашего Господа в Иоанне 13 еще более дополняет слова, только что приведенные нами
выше. "Итак, если Я умыл вам ноги, Я, Господь и Учитель, - и вы должны
друг другу умывать ноги. Ибо я дал вам пример для того, чтобы, как Я сделал
вам, и вы делали " (Ин. 13:14,15).
Едва ли есть
необходимость напоминать читателю, что слово "диакон" перешло к нам
из греческого.
Другой аспект
служения находится в слове, которое использует Павел по отношению к себе в
Рим.15:16 - "Быть служителем Иисуса
Христа". Здесь стоит слово leitourgos,
глагольная форма которого звучит так leitourgeo.
Оно означает "общественное служение" и является производной формой от
leitos, т.е. "общество"
(которое происходит от laos, -
"народ" и ergon - работа,
действие). В Афинах "leitourgoi"
- это были состоятельные люди, которые были обязаны брать на себя определенную
ответственность за порядок в обществе за свой счет. Это слово используется в
Сиптуагинте по отношению к служению священников, и этот аспект учитывается в
новозаветном употреблении. Так оно используется в Лк.1:23 по отношению к священнику
Захарии, а также в Евр.10:41. В Рим.
13:4,6, когда говорится о "начальствах и властях", имеется в виду "общественное
служение" в Афинском понимании этого термина. Это же слово встречается в
упоминании о подаянии, которое делали язычники для бедных среди святых в
Иерусалиме. "...то должны... послужить
им" (Рим.15:27) - говорит апостол с очевидным намеком на обязанность,
которая лежала на состоятельных людях в Афинах.
Прежде чем мы
закончим наше изучение, мы должны рассмотреть еще одно слово, huperetes, которое можно буквально перевести
как "помощник". Оно подразумевает подчиненность и может относиться
либо к отношениям между служителем Господа и самим Господом, либо к отношениям
между одним служителем Господа и другим. Павел был помощником и с радостью
принял это служение: "...ибо Я для того явился тебе, чтобы поставить тебя служителем (huperetes) и свидетелем..." (Деян.26:16).В начале упоминается
низшее служение. Ведь он не мог быть ни свидетелем, ни апостолом, пока он не
признал господство Христа и не стал Его помощником. Павлу и Варнаве Иоанн Марк
был дан как их помощник (заместитель). Но он отказался и оставил их, когда они
направлялись в Памфилию (Деян.13:5,13, 15:38). Очень трудно найти среди
вовлеченных в христианское служение тех, кто желал бы занять это низшее место
помощника. Разве сможет работа продвинуться вперед, если не будет кто-то
поставлен управляющим, руководителем, а другой - помощником или подчиненным? Мы
не могли не принять за привилегию поручение быть "помощником”, когда вспомнили, что Павел сам с такой
радостью воспринял низшее место в двух поручениях (в поручении, которое мы
только что видели, и в том, что он делал для своих нужд и нужд других
(Деян.20:34) "...нуждам моим и тех, кто были со мной, послужили эти руки"). То, что Сын Божий, как Человек, был
подвластен - это была Его привилегия (Лк.7:8), а слуга не больше, чем Господин.
Мы благословляем Господа за скромное служение рук и сердец, известное немногим
на земле, но имеющее награду на небесах. С уверенностью можно сказать, что,
какое бы низшее служение не было дано тому верующему, у которого учение
заключено в словах: "не я, но Христос", оно должно быть признано великим как средство
прославления Господа и следования по Его пути.
Originally Published in English as Messengers
& Ministers from An Alphabetical
Analysis
by Chales H. Welch, part 10, pp
224-226.
Ó The Berean Publishing Trust, 52A
Wilson Street, LONDON, EC2A 2ER England
Ó Перевод 1994