Сии знамения …

Мк.16:17

Личное свидетельство

и изучение Библии

 

Эрнест Х. Стритс

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предисловие __________________________________________________ 1 стр.

“Сии знамения” Мк.16:17 _______________________________________ 2 стр.

Приложение 1 – “Во-первых Иудею” _____________________________ 17 стр.

Приложение 2 – Библейское доказательство “живой надежды” _______ 17 стр.

Приложение 3 – приложение 168 из “Справочной Библии (Companion Bible)”

“Последние 12 стихов Евангелия от Марка” _________ 18 стр.

 

 

Предисловие

Поскольку это исследование построено в форме личного свидетельства автора, в центре внимания читателей оказывается его личное мнение и размышления, поэтому автору не удалось избежать частого использования в тексте личных местоимений. В книге Екклесиаста мы можем прочитать следующее: “… время всякой вещи под небом … время молчать, и время говорить” (Екк. 3:1,7). Осознавая, что “время говорить” на тему “чудес” и “знамений” пришло, мы полагаем, что самым лучшим свидетельством будет изложение на страницах этого буклета нашего собственного опыта. Мы предлагаем это свидетельство вниманию читателей вовсе не для того, чтобы выставить напоказ “свое я”, так как мы искренне осознаем эту прекрасную неизбежность, выраженную Иоанном Крестителем в словах: “Ему должно расти, а мне умаляться” (Ин. 3:30), но потому, что мы верим, что результат этого исследования может послужить к славе Божией, к возвеличиванию нашего Господа и Главы, и к благословению Его верующих людей.

Э.Х.С.

“Сии знамения …”

Мк. 16:17

Для честного наблюдателя, а мы должны признать, что таковые нередко встречаются и за пределами наших церквей, множество всевозможных мнений и рассуждений, иногда совершенно противоположных друг другу, а также и расхождения в методах “церковного” управления, могут явиться вполне реальным “камнем преткновения” на пути принятия спасительной истины.

Как грустно, что все эти различия только способствуют пребыванию душ во тьме, и часто препятствуют вступлению молодых верующих в их истинное наследие во Христе. В этой связи, слова нашего Господа и Спасителя, записанные в 18-ой главе Евангелия от Матфея и в 17-ой главе Евангелия от Луки, должны быть положены на сердце каждым из нас.

“Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят: лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтоб он соблазнил одного из малых сих” (Лк. 17:1-2).

Способствуют ли наши расхождения и различия в верованиях удержанию других во тьме, приводят ли они к преткновению неутвержденных христиан, являются ли они соблазном для юных верующих? Я очень боюсь, что это так. Конечно, Бог, создавший великие и прекрасные системы, Своей мудростью и силой держащий мириады небесных тел в упорядоченном движении, Бог, который сформировал бесконечно малые частицы, которые можно увидеть только через мощнейший микроскоп; Он, Кто есть Бог любви и всякой благодати, Совершенный в доброте и истине, конечно же Он есть Бог порядка, и наверняка Он весьма опечален тем беспорядком и неразберихой, которые так свойственны сегодняшнему Христианству.

Но ведь должен же быть путь, назначенный Богом, и поэтому единственно верный путь Христианского учения и практического хождения, путь, по которому Сам Господь желает, что мы следовали. Но можем ли мы найти этот верный путь?

Я ни в коем случае не хочу внести еще большую путаницу. В этой статье я хотел бы рассказать читателям о том пути, который вывел меня и многих других верующих из преобладающего в духовных взглядах беспорядка, и который, я надеюсь, будучи изложен в этом исследовании, поможет и другим христианам, и приведет их к великим и прекрасным Божиим благословениям.

В 1929 году, когда я проходил подготовку к Христианскому служению в Библейской Школе, завершающие стихи 16-ой главы Евангелия от Марка подвигли меня к серьезному самоанализу. В этом отрывке я читал следующее (начиная с 15 стиха):

“И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями”.

Именно эти слова там и написаны, причем вполне отчетливо, но на самом деле, верил ли я в это?

Я считал себя верующим, был крещен, – фактически я был крещен дважды, и оба раза – полным погружением, первый раз между 16 и 17 годами, и второй раз – в 22 года, но это отдельная история. Я регулярно участвовал в Господней Трапезе и даже прошел через “возложение рук”, когда был отделен для служения Господу. И вот я оказался в Библейской школе, усердно работая над собой, потому что я чувствовал, что я призван подчиниться заповеди “идите … и проповедуйте …” (ст. 15). “Но эти знамения не сопровождают мое свидетельство, - говорил я сам себе, - Тем не менее, я – верующий, и воистину знаю спасение”.

Со всей искренностью юного христианина я начал искать решение этой проблемы. О, да! Конечно, я был знаком с массой всевозможных мнений, толкований и точек зрения, находящих объяснение этим словам, или придающих им некий духовный смысл, а потом попросту “заминающих” их. Среди моих наставников в этом вопросе были те, кто говорил: “Эти чудеса действительно иногда происходят с по-настоящему верными людьми. Ведь множество случаев исцеления по вере, изгнания бесов и т.д., встречающихся в работе миссий за границей, в Китае, Африке и других странах, подтверждают исполнение этого обещания”. Возможно, это действительно так и было, я был готов поверить в это. К тому же, тогда уже было множество различных групп верующих, которые утверждали, что они говорят на иных языках и совершают “исцеления по вере”.

Были также и другие верующие, которые, указывая на 1 Кор. 13:8, говорили, что поскольку апостол Павел утверждал, что “пророчества прекратятся”, “языки умолкнут” и “знание прекратится”, то и другие чудесные знамения, в которых постепенно отпадала необходимость, теперь окончательно прекратились.

Какая же путаница была во всем этом!

Но где же истина?

Итак, я лицом к лицу столкнулся с этой проблемой. Слова из Мк. 16:15-18 были записанными словами моего Господа, и они достаточно ясно показывали, что знамения, которые Он перечислил, должны были сопровождать всех, кто уверовал и был крещен. Этот отрывок подкрепляется множеством других мест Писания, а также и различными случаями, произошедшими с верующими, о чем мы можем прочесть в книге Деяний Апостолов. Но тогда что же случилось в наше время? Посмотрев вокруг, я увидел, что ни один из серьезных учеников Библейской Школы не творил подобных “знамений”, которые сопровождали бы его служение.

“Сии знамения” не сопровождали даже наших наиболее уважаемых учителей, лекторов и профессоров!

Но давайте сделаем небольшую паузу, дорогой читатель. Скажите, пожалуйста, подкрепляется ли ваша вера и свидетельство “сиими знамениями”, указанными в Мк. 16:15-18. Если нет, то задумывались ли вы когда-нибудь серьезно, почему это не так? Смотрели ли вы прямо в лицо этой проблеме и пытались ли найти ее решение? Пытались ли вы каким-либо образом проверить для себя это утверждение Господа из Мк.16 ?

Что же касается моего собственного отношения к этой проблеме в те далекие года, то я решил, что не дам себе отдыха до тех пор, пока не найду удовлетворительного объяснения этой кажущейся неспособности, бессилия и безверия многих и многих христиан в течение всех этих лет.

Сначала я обратился к истории церкви. Я разыскивал и читал всю литературу о христианских движениях, которые свидетельствовали в пользу “Пятидесятнических” знамений. За исключением немногих, более или менее выделяющихся “чудесных” случаев, провозглашенных римско-католической церковью, а именно случаев, похожих на “говорение на языках”, разбросанных вглубь по столетиям, разнообразных чудесных “проявлений” в период ранней Моравской церкви (начало 18 столетия), сцен религиозного экстаза, простраций с неистовой агонией, случаев внезапной потери движения и речи, громкого говорения на “языках” и других любопытных явлений, встречавшихся в период служения Джона Весли с 1739 по приблизительно 1780 год, - за исключением этих случаев, я нашел единственное более или менее значительное движение, начало которому положил Эдвард Ирвинг в 1-ой половине 19 века. Насколько я мог проследить, “Ирвингисты” являлись предшественниками современных “Пятидесятников”, а также других современных движений “Исцелений по вере” и “Говорения на языках”. Но во всей этой литературе я все же не нашел описания таких чудесных знамений, которые можно было бы хоть как-то сравнить со знамениями, обещанными Господом в Мк. 16:16-17 или с опытом верующих периода Деяний. Откровенно говоря, я был несколько разочарован.

После длительной молитвы и размышления над этой проблемой я попросил Господа благословить и поддержать меня в моем желании стать безумным ради Него, если это нужно, если таким образом “сии знамения” стали бы сопровождать мою жизнь. Я честно искал живого исполнения и облечения Духом Святым. Я молился и молился. Я отдавался Господу и Его Духу всеми способами, какие я только знал. Но ничего не происходило! Ни одно слово на “ином языке” не сорвалось с моих уст, не дав мне тем самым ни одной возможности ни доказать, ни опровергнуть действие других “знамений”. Будучи в Глазгоу я посещал собрания “исцелительных компаний”. На этих встречах я увидел страстное желание и рвение о Господе. Пение было сердечным, сообщение евангельской вести и призыв к покаянию, который затем следовал, были бескорыстными, и, я уверен, многих привели ко спасению. Затем, под аккомпанемент непрекращающегося хорового пения и хвалебных восклицаний, многие больные люди были выведены и вынесены на сцену, где евангелист – тогда хорошо известный лидер “Пятидесятнического” движения – молился вместе с ними. Молитвы не было слышно из-за пения и восклицаний, звучавших со все возраставшей силой. Говорили, что многие больные были исцелены в этот вечер, но на мой взгляд, взгляд стороннего наблюдателя, вряд ли можно было это с уверенностью утверждать. Откровенно говоря, я не был впечатлен, и у меня появилась такая мысль, что если предположить, что обещание из Евангелия от Марка 16:16-18 было в силе в течение всего этого времени и будет действовать вплоть до второго пришествия Господа, то скорее всего, учитывая размах Христианства, у нас не было бы нужды в таких “исцелительных” компаниях, где только один ли два служителя обладают так называемым “даром исцелений”, ведь согласно Писанию каждый верующий должен был обладать каким-либо чудесным даром, так, например, говорится о членах Коринфской Церкви (см. 1 Кор. 12:7,11; 14:26 “каждому”, “у каждого”). В таком случае действительно не было бы нужды ни в докторах, ни в больницах.

Так или иначе, но я просто не знал, что и думать.

Но все же посещение этих собраний принесло мне большую пользу. Я продолжал исследование Библии, и как я благодарен Богу, что Он указал мне именно этот путь, ведь Сам Господь сказал: “Слово Твое есть истина” (Ин. 17:17). Мы не могли бы, да и не можем, знать во что нам верить, и что выполнять или не выполнять, до тех пор, пока через внимательное чтение слова Божьего мы не откроем для себя, что Бог хотел бы, чтобы мы делали. Как уместны и справедливы слова Господа, сказанные Им саддукеям: “Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией” (Мф. 22:29). Этот недостаток знания написанного слова Божьего, которое есть истина, и является тем корнем, из которого вытекают все различия и разделения в сегодняшнем Христианстве. Дорогой читатель, позвольте Вас спросить: во что вы верите, и что исполняете? Верите ли Вы и исполняете то, что навязывают Вам другие люди – то, о чем по их мнению говорится в Слове Божьем, или же вы сами читаете и изучаете Библию и поэтому верите и выполняете то, чему учит Вас само Слово? Между этими двумя действиями существует огромная разница. Я очень благодарен Богу, что Он указал мне путь изучения и исследования Библии, пока я не нашел решения моей проблемы.

Позвольте мне немного поделиться с Вами тем, что я открыл, и рассказать Вам о тех выводах, которые я сделал после более, чем пяти лет серьезного изучения и исследования. Да! Это исследование заняло у меня более пяти лет, прежде чем я смог честно сказать, что я нашел, и нашел непосредственно в Слове Божием, удовлетворивший меня ответ на вопрос, вставший передо мной в связи с утверждением Господа “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения …”. Мне было очень трудно отказаться от предыдущего учения и предвзятых представлений, но я благодарю Бога за то, что Он так усмотрел и организовал мои обстоятельства, что у меня было время для такого длительного исследования, изучения и перестройки. И позвольте мне также заметить, что в своем исследовании я опирался только но Слово Божие. Конечно же были и другие книги, которые помогли мне, но я твердо решил не принимать и не верить в то, что могли написать другие люди. В своем сердце я был убежден, что Слово Божие, которое, как я тогда верил и безоговорочно верю до сих пор, полностью “Богодухновенно” (2 Тим. 3:16-17), может само разъяснить любые вопросы. Кроме того, мои обстоятельства способствовали такому развитию событий, так как я был в то время всего лишь бедным студентом и не имел достаточно средств, чтобы покупать желаемые книги.

Единственной внешней помощью, которую я получал в период моих исследований, были беседы со старшим и очень уважаемым другом и верным помощником, который и сам столкнулся в своей христианской практике с подобными проблемами. Его замечания были для меня как бы указателями на такие удивительные пути в Писании, которых я никогда раньше не замечал и, тем более, не исследовал. Поэтому, я хотел бы еще раз отметить, что через него мне была предоставлена огромная помощь.

Итак, я глубоко обязан моему другу, мистеру Роберту Ричи из Шотландии (он умер в 1960 году), потому что его слова и замечания заставляли меня снова и снова возвращаться к Священному Писанию, чтобы исследовать и проверять каждую частицу, до тех пор, пока я не нашел твердого и по-настоящему удовлетворительного объяснения моей проблемы.

Что же я нашел? Результат исследований невозможно изложить на нескольких страницах, потому что поле моего изучения весьма и весьма расширилось и продолжает расширяться и открывать удивительное богатство чудес несравнимого ни с чем Божьего откровения. Далее на этих страницах я приведу лишь одно узкое направление исследования, - ответ на первоначально волновавшую меня проблему.

Итак, я обнаружил, что “знамения” или “чудеса”, упомянутые Господом в Мк. 16:17-18 впервые появляются на страницах Нового Завета в Мф. 4:23 : “И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях”. Это был как раз тот случай, когда чудесные проявления были подкреплением учения и проповеди “Евангелия Царства”. В Мф. 9:35 мы встречаем почти полное повторение отрывка из 4:23, и когда Господь послал “Двенадцать” проповедовать в городах Израилевых, в Мф. 10:1 мы читаем: “И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь”. А в стихах 10:5-8 Господь дает апостолам особое указание: “На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте”.

И в Лк. 10, когда Господь отправляет “семьдесят”, Он, скорее всего, дает им подобные указания, так как в 17 стихе мы читаем: “Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем”.

Таким образом, я обратил внимание на то, что “чудеса” и “знамения” были как бы видимым подтверждением учения и проповеди “Евангелия Царства”, которое в течение земного служения Господа ограничивалось “погибшими овцами дома Израилева” (Мф. 10:5-6; 15:24). Далее я заметил, что эти “чудеса” и “знамения” творились теми, кто был крещен Иоанном Крестителем “крещением покаяния для прощения грехов” (Мк. 1:4; Лк. 3:3). Сам Христос был крещен Иоанновым водным крещением, и сразу на Него сошел Святой Дух в виде голубя. “Двенадцать”, очевидно, также были крещены (Ин. 1:19-51; Деян. 1:21-22). Подобное крещение было проповедано Христом, и выполнялось Его учениками (Ин. 3:22-26; 4:1-2).

Далее я обратил внимание на то, что после дня Пятидесятницы оба крещения: и Иоанново, и крещение, совершаемое учениками Господа, были заменены крещением “во имя Господа Иисуса”, т.е. во имя воскресшего Христа.

Можно показать, что вплоть до конца Деяний “знамения” сопровождали всех, кто уверовал и был крещен “во имя Господа Иисуса для прощения грехов” (Деян. 2:38-41; 8:12-13; 19:5-6). Павел принял это крещение для “омытия” грехов, как только принял воскресшего Христа (Деян. 22:16; 9:18) и проповедовал и совершал его сам (Деян. 16:14-15,31-33; 18:7-8; 19:1-7; 1 Кор. 1:13-17). В те дни такое крещение было неотъемлемой частью получения спасения (см. Мк.16:16, где приведен следующий порядок: 1-уверовали, 2-крещены, 3-спасены). Это крещение было видимым признаком “омытия” грехов и следовало, в основном, до или сразу после принятия дара Святого Духа (Деян. 2:38; 9:17-18; 19:5-7), который затем проявлялся через сопровождавшие их служение “знамения”.

Таким образом, дар Духа, данный в день Пятидесятницы, и последующие “знамения” непосредственно связаны с обрядом водного крещения. Многие христианские конфессии, практикующие такое водное крещение, считают, что оно является как бы свидетельством о спасении верующего и о том, что верующий запечатлен Святым Духом, но что касается чудесных знамений, которые должны сопровождать уверовавших и крещенных, то их отсутствие просто бросается в глаза!!! Кроме того, о водном крещении сегодня говорят как о следовании примеру нашего Господа Иисуса Христа.

Но в таком случае от сегодняшних верующих можно ожидать, что они последуют Его примеру и в обрезании, в посещении синагоги, в соблюдении Иудейских праздников, и т.д. Как видно из книг Нового Завета, водное крещение обычно совершалось немедленно при принятии некоего особого сообщения, проповедуемого или Иоанном Крестителем (Мф. 3:6-7; Мк. 1:4,8 и т.д.), или Господом и Его учениками (Ин. 3:22-26), или апостолами после воскресения Христа (Деян. 2:38-41; 8:35-39; 10:44-48; 16:14-15; 16:30-33; 18:8). Таким образом, оно было непосредственным видимым свидетельством покаяния, выполняемым для “омытия грехов” (Деян. 22:16; 1 Кор. 6:11; Евр. 10:22; 1Петр. 3:20-21). Таким образом, в то время водное крещение было необходимо для получения спасения, а также для проявления чудесных “знамений” дара Святого Духа.

Как баптист, я обратил особое внимание на то, что в отрывках Писания из посланий Павла к Ефесянам и Колосянам (Еф. 4:3-6; Кол.2:11-12), где используется слово “крещение”, нет упоминания воды. Я спросил себя, что же это за одно крещение, не совершаемое человеческими руками? Изучая места Священного Писания, в которых говорится о крещении, я вскоре нашел ответ. Ключевое утверждение содержится в Евангелии от Луки 12:50, где Господь провозглашает следующее: “Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!”. В начале Его земного служения, после некоторого возражения Иоанна Крестителя (см. Мф. 3:13-17) Господь был крещен в водах Иордана, но в приведенных выше словах Он обращается к другому крещению. Омовения, крещения, жертвоприношения Ветхого Завета продолжались также и во времена Нового Завета вплоть до самого конца книги Деяний, до того момента, когда Святой Дух через апостола Павла провозгласил следующие слова: “Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат” (Деян. 28:28). Все эти “образы настоящего времени” (Евр. 9:9), названные также “обрядами, относящимися до плоти” (Евр. 9:10), как бы направляли людей вперед, в будущее, а в наше время, - назад, к крещению в смерть на Кресте. Эта смерть и является сутью “одного крещения”. Именно в Его смерть каждый верующий погружается (крестится) Духом, когда, уверовав, получает Спасение, которое может быть дано только через Его смерть.

Я немного отвлекся от главной темы. И теперь давайте продолжим изучение чудес, подкреплявших служение Господа нашего Иисуса Христа. Как я уже упоминал выше, “чудеса” и “знамения” были подтверждением проповеди “Евангелия Царства”, это можно увидеть из начальных глав всех четырех Евангелий. По мере продвижения вглубь каждого из них список “чудес”, “знамений” и “добрых дел”, сопровождавших земное служение Господа Иисуса Христа, постоянно растет. Их было так много, что Иоанн в его Евангелии пишет: “Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (Ин. 21:25).

Во время последней беседы Господа с Его учениками Он дал им вполне определенное обещание: “Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду” (Ин. 14:12). Вместе с этим, ученикам было дано обещание, что придет “другой Утешитель … Дух истины” (14:16-17), чьей силой и должны были совершаться все эти великие дела. После воскресения Господа Его обещание, что “знамения” будут продолжаться, с добавлением к ним “иных языков”, свободного взятия в руки змей и безвредного пития чего-либо смертоносного, не только повторено ученикам (Мк. 16:16-17), но и расширено до того, что все, кто уверуют и будут крещены, будут иметь свою часть в проявлении “сил будущего века”, как писал об этом апостол Павел в послании к Евреям (Евр. 6:5). Евангелие от Марка заканчивается словами о том, что ученики пошли и проповедовали “везде”, и их проповедь “подкреплялась последующими знамениями”, и, таким образом, мы снова обращаемся к посланию к Евреям, где апостол приводит свой вдохновенный комментарий на события периода Деяний: “Как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле” (Евр. 2:3-4).

Продолжая изучение записанных в Писании исторических фактов, я обнаружил, что Бог сдержал обещания, данные через Его Сына: Святой Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы в Иерусалиме, и чудесные знамения действительно проявлялись в их хождении и продолжали проявляться год за годом, до самого конца исторического периода, покрытого книгой Деяний апостолов, который я условно назвал “Пятидесятническим периодом”.

Из Деян. 1:6 я увидел, что великой заботой апостолов, даже после того, как Господь учил их в течение 40 дней (Деян. 1:3), было восстановление “царства Израилева”. Размышляя над этим вопросом и изучая его более детально, я был поражен, когда понял, что в течение этого сорокадневного обучения Господь не сказал им, даже отвечая на их вопрос (см. 6 стих), что они несколько заблуждаются относительно их надежды на восстановление и установление Израильского царства, обещанного и предсказанного с ранних времен, и проповеданного Иоанном Крестителем, Христом и позднее Его учениками. Ни до того, ни после Господь не сказал им, что на самом деле вместо ожидаемого “царства” Он, через сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы, полагает начало новой цели, или, если так можно выразиться, новому развитию сюжета – “Церкви, которая есть Тело Его”, в которой верующие, будь то Иудеи, будь то язычники, все стоят на одном духовном уровне, являясь соучастниками одних и тех же благословений. Нет! Он абсолютно ничего не говорит им о таком развитии событий, и поэтому ученики совершенно оправданно продолжали апеллировать к Его более ранним указаниям, и продолжали проповедовать “Евангелие царства” (Мф. 24:14 и т.д.), являя обещанные чудесные знамения.

Когда со временем некоторые язычники присоединились к сфере благословений Израиля (Рим. 15:27), как и было изначально обещано Аврааму: “И благословятся в тебе все племена земные” (Быт 12:3), они считались как бы подчиненными Иудеям (Рим. 15:27), и разделение между ними и верующими из Иудеев продолжалось вплоть до конца периода Деяний, так как уверовавшие Иудеи продолжали быть “ревнителями Закона”, т.е. Закона Моисеева (Деян.21:20), в то время как верующие из язычников не соблюдали Иудейские законы и обычаи (Деян. 21:25) и были ограничены только несколькими “постановлениями” (Деян. 15:28-29; 16:4). Это различие между “обрезанными” и “необрезанными” остается до конца периода Деяний. Церковь, в которой все верующие имеют одинаковый статус и благословения, была неизвестна в период Деяний (или в Пятидесятнический период).

Как и любой юный верующий я был научен, что сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы было своеобразным “днем рождения” Церкви, как тогда утверждалось и утверждается по сей день. Но, на самом деле, я был поражен, когда не смог найти абсолютно ничего, что поддерживало бы это учение. Конечно же церковь, как собрание, началась именно в этот день, но я обнаружил, что это собрание теснейшим образом связано со служением апостола Петра (Мф. 16:18), а также что оно непосредственно соединено с “Царством небесным” (Мф. 16:19), т.е. с земным царством Израильского народа, которое “исходит” с небес, и в котором на земле осуществляется небесное правление, как и было предсказано Моисеем (Втор. 11:21).

Петр воспользовался “ключами” от этого Царства (Мф. 16:19) в день Пятидесятницы, когда в силе излившегося Духа Святого и с помощью чудесного дара языков (одно из знамений, предназначавшихся для “народа этого”, т.е. для Израиля, см. Ис. 28:11; 1 Кор.14:21-22), он способствовал появлению “Церкви”, как собрания Израильского народа, для установления их царства. В свете данного предположения становится понятно обещание Петра, высказанное им собравшимся Израильтянам, что если они покаются и примут эту весть, то Христос вернется чтобы воссесть на престоле Давида (Деян. 2:30), и вечное Царство, обещанное Давиду и его семени и предсказываемое всеми пророками, наконец-то будет установлено (Деян. 3:19-21). Петр абсолютно ничего не сказал о всеобщей или всемирной церкви; о церкви, которая есть Тело Христа. Таким образом, апостол Петр исполнял особое служение, на которое он был поставлен и которому следовал, как это можно увидеть из соответствующих ссылок в Гал. 2:7-9, и из его посланий, адресованных рассеянным коленам Израилевым, “пришельцам” в землях, в которые их забросило Провидение и преследования (1 Петр.1:1; 2 Петр. 3:1; Деян. 8:1; 11:19 см. также Гал. 2:11-15; 2 Петр. 3:15-16, откуда мы можем увидеть, что Петр так и не понял до конца служение апостола Павла для язычников).

Продолжая исследование, я все больше и больше убеждался, что день Пятидесятницы не мог быть днем рождения Церкви, которую мы видим в наши дни, но поскольку Пятидесятница была чисто Иудейским праздником, то и излияние Духа в этот день имело отношение к Израилю, чтобы сделать возможным выполнение Ветхозаветных обещаний.

Таким образом, Дух Святой был дан в день Пятидесятницы:

  1. для того, чтобы сделать Израильский народ способным, как написано в Иез. 36:21-28 (особенно в стихах 25-27) хранить и выполнять требования, предписания и законы, необходимые для закрепления заветов, заключенных Богом с Авраамом, Моисеем и Давидом, - заветов, которые, по причине непослушания Израильского народа, могли осуществиться только в предсказанном пророками Новом Завете (Иер. 31:31-34), который, в свою очередь, мог исполниться только через послушание Израильского народа Христу, который, будучи “Искупителем” Израиля (Ис. 41:14 и т.д.) и “Ангелом завета” (Мал. 3:1), дал Себя в жертву, и таким образом пролил “кровь завета” (Евр. 10:29; 13:20; Мф. 26:28; Мк. 14:24; Лк. 22:20), которая скрепляла и ратифицировала указанные отношения, которыми Бог хотел благословить Свой жестоковыйный и непослушный народ.
  2. Дух был дан для того, чтобы Израильский народ мог населить обещанную Святую землю. Обратите внимание на отрывок Ис. 32:13-20, особенно на стих 15, где говорится о том, что земля будет опустошенной до тех пор, пока “не изольется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом”. Также можно рассмотреть отрывок Иоил. 2:18-32, откуда видно, что излияние духа связано с восстановлением “земли”.
  3. Дух был дан для того, чтобы те, кто уверуют и будут крещены, могли являть подтверждающие знамения, предсказанные пророком Иоилем (Иоил. 2:28), кого и цитирует Петр в день Пятидесятницы.
  4. Дух был дан для того, чтобы наставить учеников “на всякую истину” (Ин. 16:13). Необходимо помнить, что в те дни, когда Господь говорил об этом с учениками, книги, составляющие Новый Завет, еще не были написаны. Поэтому “истина”, в которой ученики должны были быть наставлены, была тем, что сейчас нам известно как Ветхозаветная истина, на которую Христос ссылался, когда говорил: “слово Твое есть истина” (Ин. 17:17).

Таким образом, излияние Духа Святого в день Пятидесятницы не является днем рождения “церкви” нашего времени, т.е. “Церкви, которая есть Тело Его” (Еф. 1:22-23; Кол. 1:24), но целиком Связано с Израилем, с его землей, с обещанным Израильскому народу земным царством и с исполнением Нового Завета, обещанного дому Израиля и дому Иуды.

Тогда становится понятно, почему слова апостола Петра были адресованы “мужам Иудейским и всем живущим в Иерусалиме” (Деян. 2:14), “мужам Израильским” (Деян. 2:22; 3:12), “сынам пророков и завета” (3:25), которых Петр призывает покаяться и креститься (2:38), чтобы и они могли получить дар обещанного им Святого Духа (1:4-5; 2:38-39). Те, кто уверовали и были крещены, получили Духа и, соответственно, стали проявлять подтверждающие “знамения”, включая дар “иных языков”, о котором мы можем прочитать в Ис. 28:11 : “За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить этому народу”. Павел приводит эту цитату, чтобы подтвердить свои слова о том, что дар “языков” является “знамением” для “этого народа”, т.е. Израиля (1 Кор. 14:21-22).

Далее я заметил, что, начиная со дня Пятидесятницы, проявление чудесных даров прослеживается на протяжении всей книги Деяний без какого-то бы ни было убывания (см. Евр. 2:2-4; Рим. 12:6-7; 1 Кор. 12:1-13). Чудесные дары сопровождали всех, кто получал различные сообщения или служения в течение периода Деяний, и кто был крещен во имя Господа Иисуса (Деян. 2:38; 19:1-7). Ссылки на чудесные явления можно найти и в следующих отрывках: Рим. 1:11; 11:29; 12:6; 1 Кор. 1:5-7; 12:3-11 (особенно в стихах 7 и 11 – “каждому” дается проявление Духа); 14:26 (“каждый из вас”); Гал. 3:5; 1 Фес. 1:5; Евр. 6:5; в послании Иакова, где мы встречаем своеобразный упор на “дела”, которые, возможно, связаны с обещанием Господа “дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит” (Ин. 14:12), а это обещание относится к чудесным “делам”; в 1 Петр. 4:10 (“служите друг другу, каждый тем даром, какой получил”); в 1 Ин. 2:20,27 (чудесное “помазание”) и в 1 Ин. 3:22; 5:14-15, где говорится о чудесных ответах на молитвы.

Одним из самых значительных уроков, которые я вынес в результате своего исследования, было то, что для того, чтобы правильно понять и оценить Новозаветные послания, необходимо брать во внимание и людей, которым были адресованы эти послания, и время, в которое они были написаны.

В начале моего пути я практически не имел никаких знаний, и поэтому считал, что все послания апостолов относятся непосредственно ко всем верующим нашего времени так же, как и во время их написания, кроме того я думал, что все послания были написаны после книги Деяний апостолов потому, что они помещены в Новом Завете после книги Деяний. И для меня было огромной радостью, когда я увидел и осознал, что только в посланиях апостола Павла, в которых говорится о “Церкви, которая есть Тело Его ”, отсутствуют какие-либо упоминания знамений или чудесных даров. Дар благодати, благодаря которому мы имеем спасение через веру (Еф. 2:5,8-9), благодать по мере дара Христова (Еф. 4:7) и дары служений для созидания Тела Христова (Еф. 4:8-13), вот все дары, которые упоминаются в этих посланиях. Когда я твердо усвоил этот факт, как будто поток света пролился на мои исследования, и вскоре я увидел, что все ссылки в посланиях на “чудеса”, “знамения”, “исцеления”, “языки”, “толкование языков”, сверхъестественные “мудрость и знание”, “различение духов” и другие “Пятидесятнические” проявления ограничены периодом Деяний и не выходят за его границы.

Доказательство этого утверждения мы легко можем увидеть на примере самого апостола Павла. В Деян. 19:12 мы можем прочитать, что даже при возложении на больных “платков и опоясаний” с его тела больные получали исцеления и злые духи выходили из них. В Деян. 20:9-12 мы читаем о чудесном воскрешении юноши Евтиха. В Деян. 28:3-6 мы читаем о том, как Павел чудесным образом не потерпел никакого вреда от смертельного укуса гадюки, в той же главе в стихах 8-9 мы читаем об исцелении отца Публия, а также многих других жителей острова Мелита. Из всех этих мест нам становится ясно, что “сии знамения” сопровождали апостола Павла на протяжении всего его служения до конца периода, описанного в книге Деяний. Но, продолжая изучение, я увидел, что те чудесные явления, которые без какого-либо убывания продолжались до самого конца периода Деяний, совершенно отсутствуют в посланиях, написанных после периода Деяний, что мы можем увидеть из некоторых случаев, приведенных в Писании, происходивших с Павлом и другими верующими, упоминаемыми в этих посланиях.

Естественно, я спросил себя, почему? Почему “сии знамения” прекратили свое действие в то время? Для такой резкой перемены должна была быть достаточно веская причина. Могли ли какие-либо исторические факты помочь мне найти путь к разгадке? Да! Спустя некоторое время после периода, описанного в книге Деяний, произошло очень важное историческое событие, повлекшее за собой эту перемену. Приблизительно в 70 году, после ужасной длительной осады (об этом можно причитать в книге 5-ой “Иудейских войн” Иосифа Флавия) вторгшаяся армия под руководством Тита полностью разрушила Иерусалим. Господь во время Его земного служения предсказывал это событие (Мф. 23:34-38; Лк. 13:34-35; Мф. 24:1-2; Лк. 19:41-44; 21:20-24).

Иерусалим являлся Иудейским национальным центром, контролирующим и гражданскую и религиозную жизнь всего Израильского народа. Когда город и храм были разрушены, и оставшиеся в живых после осады были рассеяны по всем народам, все Израильские национальные и религиозные привилегии подошли к своему концу, и вплоть до наших дней, иногда в глубоком страхе, Израильский народ несет на себе страшное проклятие их отцов: “Кровь Его на нас и на детях наших” (Мф. 27:25). Таким образом, Израиль был “срублен” (Лк. 13:6-9) или “засушен” (Мф. 21:17-22), Израильский народ перестал быть избранным народом Божиим, и “сии знамения”, данные для Израиля, прекратились.

Проводя параллель этому историческому событию в Писании, мы можем заметить еще одно событие, произошедшее несколькими годами ранее, о котором говорится в последних стихах 28 главы книги Деяний. Это событие показывает истинную причину такого временного отсечения Израильского народа.

Для того, чтобы лучше понять и оценить что же в действительности произошло, я кратко повторю некоторые основные моменты своих исследований.

  1. “Чудеса” и “знамения” являлись подтверждением учения и проповеди “Евангелия Царства”.
  2. После воскресения Господа апостолы все еще ожидали восстановления “царства Израилева” и, не получив от Господа других указаний или повелений, они продолжали учить и проповедовать “Евангелие царства” и после событий дня Пятидесятницы.
  3. Святой Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы для того, чтобы исполнились Ветхозаветные пророчества и обещания, а также для того, чтобы исполнилось обещание Господа, записанное в Мк. 16:15-18 о том, что всех, кто уверует и будет крещен, будут сопровождать подкрепляющие “знамения”.

Таким образом, мне стало совершенно ясно, что до тех пор, пока Израильский народ считался “народом Божиим” (1 Петр. 2:10; Рим. 11:1-2), до тех пор, пока евангелие было направлено “во-первых Иудею” (Рим. 1:16; 2:9-10; Деян. 3:25-26, также см. сноску ), пока призывы покаяться были направлены к избранному народу, пока надежда на возвращение Христа как Царя, который воссядет на престоле Давида, была живой надеждой (Деян. 2:30, см. также сноску ), пока восстановление царства Израилева (“надежда Израилева”, Деян. 28:20) было возможно, до этих пор “чудеса” и “знамения” продолжались.

Несмотря на тот страшный факт, что эти же самые люди совершили убийство обещанного им Царя, несмотря на преследование Его апостолов и упорное противодействие распространению Его вести (1 Фес. 2:15-16), предложение благодати и призывы к покаянию продолжались еще около 35 лет после распятия. Новое предложение царства и обещание прихода Царя, предложенные Израилю в этот период, были как бы ответом на молитву Спасителя на кресте “Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34).

Можно увидеть, что в течение этого периода руководители Израильского народа, находящиеся в Иерусалиме (Деян. 4:1-2, 5-21; 5:17-40; 6:9-7:60; 12:1-3 и т.д.), а также в других городах, куда они были рассеяны по воле Провидения и вследствие гонений (Деян. 13:42-48; 14:2,5,19; 17:5-9,13; 18:6,12,13; 20:2-3; 21:27-31; 23:12-14; 28:23-29), отвергали предложенного им Царя и царство и устраивали гонения на посланников этой вести. Но настал день, когда привилегии, ожидания, призывы и благоприятные возможности подошли к концу. Эти люди “наполнили меру своих грехов” и грозивший им гнев Божий наконец разразился (1 Фес. 2:16). Но в начале наказание было практически незаметно. Апостол Павел, которого посадили в тюрьму и Иерусалиме (Деян. 21:30), потребовал суда Кесаря (Деян. 25:10-11) и был переправлен в Рим. По прибытии на место своего заключения он созвал знатнейших из Иудеев и засвидетельствовал перед ними свое вероисповедание, что и было последней возможностью для Израиля получить то, что так долго предлагал Господь Своему жестоковыйному и мятежному народу.

Но, увы, только немногие “убеждались словами его” (Деян. 28:24) и все они “будучи несогласны между собою, … уходили”. И как следствие, апостол Павел провозглашает следующие очень важные слова, которые впервые были произнесены Ветхозаветным пророком (Деян. 28:25-27, см. Ис. 6:9-10) и тем самым как бы объявляет о произошедшей перемене: “Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат” (Деян. 28:28). “Спасение послано язычникам”! Да, эта перемена имела весьма серьезные последствия. До этого времени Израиль был “ключевой” нацией в Божьем плане, к ним была послана весть о “спасении” (Деян. 3:26; 10:36; 13:26) и другие народы (язычники) могли быть благословлены только на основании Божьего завета с Авраамом, который ставил избранный народ по отношению к язычникам в положение “проводника” благословений (Быт. 12:3; 18:18; 22:18; 26:4; 28:14).

До этого времени верующие из язычников, которые “благословлялись с верным Авраамом” (Гал. 3:9, см. также всю 3-ю главу), были “дикой маслиной” привитой к природной маслине Израиля (Рим. 11:17-24) и таким образом, были участниками в “их духовном” (Рим. 15:27). До этого времени утверждение Христа, сказанное Им самарянке у колодца близ города Сихарь, было в силе – “спасение от Иудеев” (Ин. 4:22). Но что же дальше? Избранный народ, отвергнув покаяние и, если так можно выразиться, сотрудничество с Богом для выполнения Его целей, был отделен и отложен в сторону, и выполнение Божьего плана, связанного с Израильским народом, было временно приостановлено. И оно не может быть осуществлено до тех пор, пока Израиль, как нация и народ, не будет восстановлен в звании “народа Божьего”.

Некоторые читатели могут возразить следующее: “Израиль был отставлен еще до конца книги Деяний, о чем свидетельствуют слова Павла к Иудеям в Антиохии (Деян. 13:44-48) и в Коринфе (Деян. 18:4-6)”. Но, нет! Они не могли быть отвергнуты как нация ни в том, ни в другом случае, потому что Павел, написавший послание к Римлянам из Коринфа после событий, описанных в Деян. 18:4-6, прямо утверждает, что “не отверг Бог народа Своего” (Рим. 11:1-2). Но что же тогда происходило в Антиохии, в Коринфе и других местах миссионерских путешествий Павла? В тех случаях, когда Иудеи возбуждали волнения против Павла и отвергали принесенную им весть, в этих случаях как раз и происходило то “локальное” отсечение природных ветвей от природной маслины (Рим. 11:17), в то время, как сама маслина все еще стояла, и язычники как раз и “прививались” к тем самым местам, откуда до этого отпали “природные ветви”, отсеченные из-за неверия и нераскаянности (Рим. 11:17-24).

Итак, этим заявлением апостола Павла в Риме была ознаменована эта великая перемена и, как мы читаем в Деян. 28:29 “Иудеи ушли”. В действительности, то, что они “ушли” - это мягко сказано, так как в греческом тексте здесь используется слово, означающее, что Иудеи были “удалены” или “отделены”. Израильский народ стал, как и писал пророк Осия, “Лоамми … - не Мой народ” (Ос. 1:9). Теперь маслина была срублена, как и предсказывал Господь в притче (Лк. 13:6-9). Итак, здесь в Деян. 28:28 совершилась великая перемена, и с этого момента началось новое домоуправление или домостроительство Божие (или - диспенсащия).

Начиная с этого момента мы больше не встретим никаких призывов к этому народу, который в течение такого долгого времени занимал приоритетное положение между всеми народами, все их возможности и призывы к покаянию были отняты у них. А среди внешних изменений, произошедших в тот период, можно отметить самое существенное событие – разрушение Иерусалима, о чем мы уже упоминали выше. И с этого момента “сии знамения” прекратились. Не было больше ни “говорения на языках”, ни “чудес”, ни “исцелений”, ни чего-либо подобного. Как мы уже отмечали выше, чудесные силы очевидно оставили тех, кто прежде ими обладал, во всяком случае они точно оставили апостола Павла. Но ему, кому было назначено быть “узником Иисуса Христа за вас язычников” (Еф.3:1), было дано откровение, которое никогда раньше не было известно. Как “апостол и учитель язычников” (1 Тим. 2:7; 2 Тим. 1:11) Павел теперь становится проводником некоего особого сообщения, которое открывает “сокрывавшиеся от вечности в Боге” (Еф. 3:5,9; Кол. 1:26) истины, касающиеся “тайны” и “церкви, которая есть Тело Его”, связанные с избранием “прежде создания мира”, и никаким образом не относящиеся и не зависящие от Израиля (Еф. 1:4). Но более подробное обсуждение этой удивительной истины не входит в рассматриваемую на этих страницах тему.

Заканчивая это свидетельство, позвольте мне еще раз упомянуть, что в ходе изучения я обнаружил, что “чудеса” и “знамения” были непосредственно связаны с Израилем и были даны, чтобы подтвердить предназначенные для Израильского народа сообщения об их царстве, но когда, вследствие нежелания покаяться и уверовать в эти сообщения, “спасение Божие” было взято от Израиля и послано язычникам, что мы видим из утверждения Павла в Деян. 28:28, тогда все эти внешние чудесные подтверждения также прекратились, поскольку они абсолютно не связаны с нынешним служением, направленным к язычникам.

Оглядываясь назад на Мк. 16, я увидел, что слова Господа были адресованы одиннадцати апостолам (Матфий еще не был избран, чтобы занять место отпавшего Иуды), и эти ученики, которые сопровождали Господа начиная от крещения Иоаннова и до дня Его вознесения, были представителями Израильской нации, и таким образом получили все учение и наставление от Господа, которое касалось “царства небесного”, т.е. Израильского царства, а также получили вполне определенное обещание иметь в этом царстве власть. Таким образом, обещание внешних знамений было первоначально дано этим людям, представлявшим Израиль.

Когда этот факт стал мне совершенно ясен, мой поиск причины недостатка чудесных явлений в моем хождении подошел к концу. Я смог совершенно отчетливо увидеть, что то особенное сообщение, данное Павлу после Деян. 28:28, т.е. после того, как “спасение Божие” было взято у Израильского народа и “послано язычникам”, это сообщение было направлено именно язычникам, и, следовательно, – мне, так как я – никто иной как язычник. Я увидел, что это сообщение, содержащееся в посланиях Павла, написанных после периода Деяний, не содержит ни слова для Израиля, как народа, а также ничего не говорит ни об Израильском царстве, ни о заветах, ни о “чудесах” и “знамениях”, но, минуя подобные учения, указывает прямо на “духовные благословения” на небесах небес “по правую руку Божию”, “превыше всего”, т.е. выше всех сфер благословения, о которых когда-либо говорилось в Писании.

Но возможно некоторые читатели спросят: “А как же быть с теми “исцелениями”, которые совершаются время от времени и в наши дни представителями тех движений, которые проповедуют исцеления по вере? И как насчет “говорения на иных языках”, которое явно имеет место в наше время?”

Сначала ответим на второй вопрос. В начале данной статьи я приводил сноску как раз посвященную “говорению на языках”. Явление “глоссолалии” (glossolalia), встречающееся и в наши дни, не является повторением или продолжением того истинного духовного говорения на иных языках, поскольку истинное говорение происходило на языках, которые могли были быть как-либо идентифицированы или поняты (Деян. 2:7-11), но не представляло собой неразборчивое бормотание, как предлагает нам современный вариант. Более того, нам пришлось бы услышать о некоторых случаях, когда в результате “говорения на языках” неверующие Иудеи получили бы благословение, если эти случаи действительно были истинным говорением на языках, на языках, которые являлись знамением и свидетельством для “этого народа”, т.е. Израиля (1 Кор. 14:21-22; Ис. 28:11).

Теперь, что касается исцелений. Необъяснимые с медицинской точки зрения случаи внезапного выздоровления от болезней всех видов, иногда весьма тяжелых и даже смертельных, встречаются на протяжении всей истории человечества. Власть разума над материей нередко ошибочно принимается за некое чудо. Достаточно рассмотреть некоторые из мистических восточных культов, или некоторые исцеления, встречающиеся у примитивных народов, совершаемые так называемыми знахарями, а также современное приложение гипнотизма, все чаще встречающееся в наши дни и нередко практикуемое даже представителями врачебных профессий, для того, чтобы убедиться, как мало мы еще знаем о силах, содержащихся внутри наших тел. Многие “целители” проводят свои сеансы совершенно без какой-либо связи с религиозными вопросами, и очевидно, они используют свои силы успешно.

Такие необъяснимые с медицинской точки зрения исцеления иногда происходят и вследствие некоего эмоционального стресса, вызванного религиозным экстазом, но все эти явления не являются повторением или продолжением тех “чудес” и “знамений”, которые совершались в период Деяний, и я уверен, что верующие, которые считают, что исцеления, происходящие в наши дни как раз и являются примером библейских “чудес”, ошибаются – они совершенно искренне не видят различия между действительно библейскими примерами и теми явлениями или сеансами исцелений, которые проводятся в наше время.

Но я хотел бы предостеречь этих людей. Доверчивость верующих, чьи эмоции чрезмерно возбуждаются религиозным пылом и доходят до экстаза, могут стать легкой добычей сатаны, который через своих посланников в эти приближающиеся “последние дни” (2 Тим. 3:1-7; 1 Тим. 4:1-3) будет действовать “со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” (2 Фес. 2:9) как и предсказывал Господь Иисус (Мф. 24:24).

Библейские “чудеса и знамения” являлись подтверждением, сопровождавшим проповедь “Евангелия царства”, т.е. Израильского царства, а также чтобы сопровождать тех, кто имел благословения в этом Евангелии или в служении к “обрезанным” (Гал. 2:7-9), “необрезанным” (Гал. 2:7-9), в служении “примирения” (2 Кор. 5:18) и служении “Нового Завета” (2 Кор. 3:6), так как эти служения параллельны проповеди и предложению Царства. Поскольку предложение царства Израилю, и связанные с ним служения “для обрезанных”, “для необрезанных”, служение “примирения” и “Нового завета” прекратились с разрушением Иерусалима в 70 году, то из этого логически следует, что и “знамения”, данные, чтобы подтверждать и сопровождать все эти служения, также прекратились.

Дорогой друг-язычник, во что вы верите? В то, что Царство Израиля все еще предлагается? В то, что вы имеете какую-либо часть в этом царстве? Если это действительно так, тогда, согласно Писанию, чудесные знамения должны следовать и подтверждать вашу веру и свидетельство Господа. Сопровождается ли ваше хождение “сиими знамениями”? Вы говорите – нет? Тогда довольно пребывать в нерешительности и неясности относительно значения и действия обещания Господа из Мк. 16:15-18, касающегося “сиих знамений”, а также и относительно множества других мест Писания, которые совершенно необязательно выполнять в наши дни. Просто проверяйте, когда было дано то или иное повеление, предписание, увещевание или обещание: до или после Деян. 28:28. Было ли оно дано Израилю, или людям, связанным с ним и его царством, или же данная заповедь была дана уже после того, как “спасение Божие” было отнято у Израильского народа и послано язычникам?

Деян. 28:28 – это граница, на которой совершилась великая перемена. В этот момент надежда на царство Израиля и цель завета, которая всецело была связана с Израильским народом, уступила место откровению, целью которого являлось спасение всех верующих, независимо от национальности, “тайне” открытой апостолу Павлу через откровение (Еф. 3:2-3), непосредственно связанной с “Церковью, которая есть Тело Его”, в которой Израиль как нация не играет никакой роли.

Дорогой читатель, применяйте этот несложный тест, “верно разделяя слово истины” (2 Тим. 2:15), и я уверяю Вас, опираясь на свой собственный опыт и изучение Писания свыше 48 лет с тех пор как я нашел для себя удовлетворительно решение моей проблемы, что подобное разделение слова истины разрешит многие ваши духовные и практические трудности. Я искренне молюсь о том, чтобы мое свидетельство могло послужить источником просвещения и благословения для всех, кто прочитает его.

 

 

Приложение 1 – “Во-первых Иудею”

См. Лк. 24:47; Деян. 1:8; 2:14; 2:22; 2:36; 3:12 (Иерусалим, Иудея, Израиль); Деян. 3:25-26 “к вам (Иудеям) первым”; Деян. 11:19 “никому не проповедуя слова, кроме Иудеев”; Деян. 13:45-46 “Иудеи, увидевши народ, исполнились зависти и, противореча … сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию …”. Вплоть до своего 3-его миссионерского путешествия Павел всегда сначала приходил в синагогу (если она была в том месте, куда он приезжал) и проповедовал там – см. Деян. 13:14: 14:1; 17:1; 17:17; 18:4; 18:19; 19:8 – и проповедовал его Евангелие “во-первых Иудею”. Павел действовал так вплоть до конца периода Деяний, как мы можем увидеть из Деян. 28:17, где говорится о том, что Павел собрал знатнейших из Иудеев в месте своего заключения, чтобы предоставить им последнюю возможность покаяться и принять то благословение и благодать Божию, которая даже тогда все еще простиралась над ними.

Приложение 2 – Библейское доказательство “живой надежды”

Мы утверждаем, что “надежда Израиля” или ожидание возвращения Господа, как Царя, чтобы Он воссел на престоле Давида, в то время была живой надеждой, и чтобы доказать это, мы предлагаем Вам рассмотреть следующие отрывки Писания (включая упомянутые выше цитаты): Мф. 24:36,42,44; Ин. 21:22, - слова Господа Иисуса Христа, намекающие на Его скорое возвращение; Деян. 3:19,20 “пошлет Он … Иисуса”; Рим. 13:11-12 “ближе к нам спасение … день приблизился”; 1 Кор. 7:29 “время уже коротко”, - рекомендации Павла без крайней необходимости не жениться; 1 Фес. 4:15 “мы”, - Павел в то время надеялся остаться в живых до пришествия Господа; 1 Кор. 10:11 “описано в наставление нам, достигшим последних веков”; 2 Фес. 2:1-7; 3:10-13, - возможно, некоторые перестали работать, думая, что пришествие Господа уже надвигается; Евр. 1:2 “в последние дни сии”; 10:25 “приближение дня оного”; Евр. 10:37 “ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит”; Иак. 5:1-3 “вы собрали себе сокровище на последние дни”; 5:8 “пришествие Господне приближается”; 1 Петр. 4:7 “близок всему конец”; 2 Петр. 3:3-14; 1 Ин. 2:18 “последнее время”; Иуд. 18 “ругатели” как признак “последнего времени”.

Недостаток пространства не позволяет снабдить эти отрывки обильными комментариями, но даже их быстрое прочтение показывает, что те, кто так писал и говорил, а также те, кому данные истины были адресованы, ожидали, что Господь вскоре вернется “восстановить царство Израилю” (Деян. 1:6), и таким образом внесет в Новый Завет благословение и благодать. Так, уверовавшие Иудеи были призваны соблюдать свой национальный праздник Пасхи с добавлением к нему таких важных моментов, как “сей хлеб” и “чаша сия”, до тех пор, пока ожидаемое вскоре пришествие Царя не станет свершившимся фактом. Вследствие этого, характер этого ежегодного праздника несколько изменился, он снова будет отпразднован в присутствии Царя, как Сам Он утверждал в Мф. 26:29; Мк. 14:25; Лк. 22:16,18,29-30, а также см. Иез. 45:21.

“Пришествие” отсрочено

Но ожидаемое вскоре “пришествие” не наступило, Царь не вернулся, - все еще не вернулся, хотя прошло более чем девятнадцать столетий! Почему? Да просто потому, что Израиль, как народ, не обратился и не покаялся.

“Свои Его не приняли” (Ин. 1:11), и поэтому после множества данных им возможностей, предложение царства и исполнение Нового Завета было временно отсрочено, как это видно из Деян. 28:23-29, где после того, как Павел “приводил свидетельства и удостоверял их об Иисусе из закона Моисеева и пророков”, только немногие убеждались его словами.

Вследствие этого Павел провозглашает слова, которые, образно говоря, закрыли дверь для Израильского народа: “Спасение Божие” было взято от них и “послано язычникам”. Тогда Иудеи, будучи несогласны между собою “уходили”, они были отложены, удалены и отделены, и все намерения и надежды на царство и исполнение Нового Завета временно приостановились. Историческим подтверждением этого отделения Израиля является разрушение Иерусалима в 70 году (как и предсказывал Господь в Мф. 23:34-39; Лк. 19:41-44; 21:20-24), и это событие ясно показывает нам, что Израильские национальные привилегии и духовные преимущества подошли к концу, и Иудеи были рассеяны пока “не окончатся времена язычников”.

 

Новая надежда открыта через апостола Павла

В этот период временного закрытия благоприятных возможностей для Израильского народа, Павлу было дано откровение о “Церкви, которая есть Тело Его” (Еф. 1:23; 3:3). Эта истина не была открыта ранее (Еф. 3:5,9; Кол. 1:26), и это откровение о церкви было дано, чтобы сделать известной великую благодать Божию, цели которой никак не связаны ни с Израильским царством, ни с заветами. Эта истина “тайны” как раз и действует в наше время, и именно с ней и связана данная нам новая надежда.

 

Приложение 3 – Последние двенадцать стихов Евангелия от Марка

Возможно, читатели этого буклета знакомы с тем мнением, что подлинность последних стихов Евангелия от Марка вызывает определенные споры и сомнения, так как этот отрывок отсутствует в некоторых древних рукописях этого Евангелия. В связи с этим, мы предлагаем вашему вниманию приложение 168 из Companion Bible, которое на наш взгляд может быть вам интересно.

Последние двенадцать стихов Евангелия от Марка

Многие современные критики согласны с тем мнением, что последние 12 стихов Евангелия от Марка (Мк. 16:9-20) не являются неотъемлемой частью этого Евангелия. Например, эти стихи пропущены в манускрипте Т[А].

Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно. Из приложения 94.v мы можем увидеть, что доказательство того или иного вопроса строится на следующих трех моментах: 1. Манускрипты; 2. Древние переводы и 3. Ранние христианские писатели, известные как “Отцы Церкви”.

Указанные пункты были исчерпывающе проанализированы Дином Бургоном (Dean Burgon), чью работу мы конспективно и приводим ниже.

  1. Манускрипты. Что касается манускриптов, то на сегоднящний день самые древние из найденных манускриптов принадлежат 4 веку, и два самых древних манускрипта не содержат указанные стихи. Все остальные манускрипты (включая восемнадцать древнейших и около шестисот рукописных, которые содержат Евангелие от Марка) содержат указанные стихи.
  2. Переводы.

    1. Сирийский перевод. Самые древние из известных переводов Писания – это некоторые варианты Сирийского перевода: “Пешито” (Peshitto) (2 век) и “Curetonian Syriac” (3 век). Оба эти перевода старше любого из греческих манускриптов, и оба они содержат эти 12 стихов. Так же обстоит дело и с переводом “Филоксена” (5 век) и с “Иерусалимским” переводом (5 век).
    2. Латинский перевод. “Иером” (~ 382 год), который более близок к греческим манускриптам и является самым древним из всех известных на сегодняшний день латинских переводов, включает эти 12 стихов. Этот перевод, известный также как Вульгата, является пересмотром перевода VETUS ITALA, который принадлежал ко 2-му столетию.
    3. Готическая версия (~ 350 год) содержит эти стихи.
    4. Египетские переводы: “Мемфисский” (версия Нижнего Египта, называемая также “коптской”), принадлежащий к 4 или 5 веку, содержит эти стихи, также как и “Фебский” (версия Верхнего Египта, называемая также “SAHIDIC”), принадлежащий к 3-ему веку.
    5. Армянский (5 век) и Ефиопский (4-7 век), а также Грузинский (6 век) также свидетельствуют о подлинности этих стихов.

  1. Отцы Церкви. Каково бы ни было их значение (или наоборот) относительно учения или токования тех или иных стихов, а также свидетельства о наличии каких-либо слов в стихах, их формы и последовательности, но, что касается факта существования того или иного стиха, то свидетельства Отцов Церкви, даже такие, как простое упоминание этих стихов в их работах, являются одним из самых важных доказательств существования этих стихов в их времена, даже более важных, чем манускрипты или переводы.

Известно около ста писателей ранней церкви, которые старше, чем самые древние греческие рукописи; а также известно более двухсот писателей, работавших в период 300 - 600 гг., и все они ссылаются на эти стихи.

Папий (~ 100 г.) ссылается на 18 стих (как утверждает Евсевий, Hist. Ecc. iii.39);

Иустин Мартир (~ 151 г.) цитирует ст. 20 (Apol I c.45);

Ириней (~ 180 г.) цитирует и разбирает ст. 19 (Adn. Haer. Lib. iii.c.x. );

Ипполит (190-227 гг.) цитирует стихи 17-19 (Lagarde`s ed., 1858, p.74);

Вицент (~ 256 г.) цитирует 2 стиха в Седьмом Совете Карфагена;

АКТА Пилат (2 век) цитирует ст. 15,16,17,18 (Lischendorf`s ed., 1853, pp. 243,351);

Апостольская Конституция (3 или 4 век) цитирует ст. 16,17,18.

Евсевий (~ 325 г.) обсуждает эти стихи, цитируемые Мартином в утерянной части его Истории.

Афраат (~ 337 г.), епископ сирийский, цитирует ст. 16-18 в его первой Проповеди (Dr. Wright`s ed., 1869, i, p.21);

Амвросий (374-397) архиепископ Миланский, цитирует стихи 15 (четыре раза), 16,17,18 (три раза) и стих 20 (один раз);

Кризостом (400 г.) ссылается на стих 9 и утвеждает, что стихи 19-20 это “конец Евангелия”.

Иером (между 331 и 420 гг.) включает эти 12 стихов в его латинский перевод, за исключением 9 и 14 стиха в его других работах;

Августин (395-430). Не только цитирует, но и обсуждает эти стихи, а также упоминает, что они публично читались в церквях.

Нестор (5 век) цитирует 20 стих.

Кирилл Александрийский (~ 430 г.) также цитирует эти стихи.

Виктор Антиохийский (~ 425 г.) опровергает мнение Евсевия, ссылаясь на множество манускриптов, которые он рассмотрел, и следовательно последние 12 стихов были записаны там.

4. Мы хотели бы добавить и наше собственное мнение о главной причине сомнений, образовавшихся вокруг этих стихов.

Они содержат обещание Господа, об исполнении которого мы можем прочитать в Евр. 2:4. Свидетельство “слышавших от Него” было подтверждением Его собственного учения, когда Он был на земле: “при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле”.

Деяния Апостолов также свидетельствуют об исполнении обещания Господа из Мк. 16:17,18, и в последней 28 главе книги Деяний мы видим очень яркий пример таких сверхъестественых явлений (Деян. 28:3,5,8,9). Но уже в 1 Кор. 13:8-13 можно увидеть некоторый намек на то, что приближается время, когда духовные дары “прекратятся”. И это время совпало с концом этого домоуправления (диспенсации), ознаменованным разрушением Иерусалима, когда апостолы больше ничего не могли добавить к подтверждению учения Господня, и им было уже не о чем свидетельствовать. В течение приблизительно 100 лет после разрушения Иерусалима в церковной истории наблюдается полное молчание христианских проповедников и писателей. Таким образом, Церковь наших дней, так непохожая на продолжение апостольских времен, стала делом последующего и совершенно независимого поколения.

Когда более поздние переписчики Греческих манускриптов подошли к последним 12 стихам Евангелия от Марка и увидели, что в их времена от подобных духовных даров не осталось и следа, они сделали вывод, что подлинность этих стихов вызывает некоторые сомнения. Однако, если некоторые пометили эти стихи, как сомнительные, некоторые – как поддельные, то другие просто их пропустили.

Но в наши дни наблюдается обратный феномен.

Некоторые христиане (твердо верующие в эти 12 стихов), искренние в своем желании служить Господу, но, к сожалению, не практикующие “верное разделение слова истины” на разные временные периоды, или домоуправления, посмотрев вокруг и не увидев проявления этих духовных даров, решили во что бы то ни стало получить их, но тем самым привели себя к более чем сомнительным способам достижения их цели. Получившееся в результате такого рвения “неустройство” достаточно ясно показывает, что Бог не может быть автором подобных направлений (см. 1 Кор. 14:31-33).

Hosted by uCoz

E-mail: hisbody@yandex.ru

http://mgoll.narod.ru

hisbody@yandex.ru http://www.mgoll.narod.ru