ЧТО ТАКОЕ ДОМОУПРАВЛЕНИЕ?
Г. М. Ю.
“Что тут непонятного? - скажете вы. - Домоуправление - это управление домом, но какое это имеет отношение к Библии?“ Все дело в том, что именно таков буквальный перевод греческого слова
oikonomia (oikos - дом, жилище, nomos - закон, управление), которое встречается в следующих местах Нового Завета:oikonomia
Лук.16:2,3,4 (управление), 1Кор.9:17 (служение), Еф.1:10 (устроение), Еф.3:2 (домостроительство), Еф.3:9 (домостроительство), Кол.1:25 (домостроительство), 1Тим.1:4 (назидание)Какие разные переводы одного и того же слова! Неужели настолько размыт смысл греческого слова oikonomia?! Давайте посмотрим другие производные этого слова, встречающиеся в Писании.
oikonomeo
Лук.16:2 (управлять)oikonomos
Лук.12:42, 16:1,3,8 ( домоправитель), Рим.16:23 ( казнохранитель), 1Кор.4:1,2 (домоправитель), Гал.4:2 (домоправитель), Тит.1:7 (домоправитель), 1Пет.4:10 (домоправитель)В притче о неверном домоправителе (Лук.16:1-8) эти три греческих слова встречаются 7 раз. И именно из этой притчи мы можем понять истинный смысл слова
oikonomia, который дает ему Сам Христос.Это слово подразумевает, что есть какое-то имение, и кто-то является господином этого имения. У господина есть домоправитель, которого он ставит над своим имением, чтобы правильно им управлять. То есть домоправителю поручено домоуправление.
Для большей уверенности, что мы определили по Писанию истинный смысл греческого слова
oikonomia, давайте обратимся к Септуагинте (греческому переводу Ветхого Завета). Слово oikonomia встречается в Септуагинте в Ис. 22:19.“И столкну тебя с места твоего” (Ис.22:19).
В русском переводе оно соответствует слову ”место”. В оригинале, написанном на Иврите, оно соответствует еврейскому слову
matstsab, которое буквально означает какое-либо фиксированное место, а образно - должность, или военный чин. Почему же в греческом переводе стоит слово oikonomia? Это мы можем понять, внимательно прочитав контекст. Речь здесь идет о царедворце, начальнике дворца. Ему поручено управлять дворцом, но он оказался неверным домоправителем. И подобно как в истории о неверном домоправителе (Лук.16:2) Господь говорит царедворцу Севне, что он не может больше управлять и занимать эту должность, и что на его место будет поставлен другой домоправитель.Слово
oikonomos встречается в Септуагинте в следующих местах:3 Царств 4:6 (начальник над домом царским), 16:9 (начальствующий над дворцом), 18:9 (начальствующий над дворцом),
4 Царств 18:18 (начальник дворца), 18:37 (начальник дворца), 19:2 (начальник дворца),
1 Паралипоменон 29:6 (начальники над имениями)
Есфирь 1:8 (управляющий в доме), 8:9 (правители)
Исайя 36:3 (начальник дворца), 36:22 (начальник дворца), 37:2 (начальник дворца)
В оригинале этим греческим словом переведены два еврейских слова
ab bayith, что буквально значит “над домом”. Итак, из контекстов всех вышеперечисленных мест и из значения еврейских и греческих слов мы можем с твердой уверенностью сделать вывод, что греческое слово oikonomos означает домоправителя, поставленного над каким-либо домом или имением.Рассматривая эти стихи, ясно, что самое главное, что требуется от домоправителя, - это верность своему господину. Кроме того мы видим, что домоправитель наделен властью, данной ему господином.
Наш Господь среди людей тоже избирает домоправителей, которым поручает управлять Своим жилищем. И что же это за жилище Божие? Писание называет жилищем или домом Божиим верующих разных времен.
“Но
пророк, укоряя их говорил: “вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет” (Евр.8:8).“И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом” ( 1Пет.2:5).
“Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины” (1Тим.3:15).
“На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом” (Еф.2:22).
Одним из верных домоправителей Божиих был Моисей (Евр.3:5). Моисею было вверено домоуправление для народа Божиего - Израиля. Ему был вверен Закон на горе Синай, и он “засвидетельствовал то, что надлежало возвестить”. Христос пришел в Израиль, чтобы возвестить о новом домоуправлении, о Своем Царстве. Он объяснял иудеям законы Своего Царства, того Царства, которое было обещано отцам (Рим.15:8). Он был верен до конца, но Израиль не принял Его. Они предали Его в руки язычников на смерть. Но Бог воскресил Его (Деян.3:13-15), и Сам воскресший Христос поручил Двенадцати Апостолам то же самое домоуправление и послал их проповедовать Царствие Божие. Они пошли к обрезанным и были верными домоправителями (Гал.2:7-9). Воскресший и Вознесенный Христос избрал так же и Апостола язычников - Павла. Он вверил ему домоуправление благодати Божией для язычников (Еф.3:1-2). Павел тоже был верен Господу (2Тим.4:6,7, 1Кор.4:1,2). Итак, мы перечислили некоторые домоуправления и домоправителей, которым были вверены эти домоуправления. Все их можно свести в следующую таблицу:
Домоуправление |
Время |
Домоправители |
(Дом) Кому сообщено |
Что сообщено |
Закон Ветхий Завет Исх.24 |
От Синая доколе не исполнилось все |
Моисей Иоан. 1:17 Матф. 5:17,18 |
Народу Израиля Дом Израиля и дом Иуды |
Закон Заповедей, благословения и проклятие Исход, Левит, Второзаконие |
Предложение обещанного Царства |
от начала служения до распятия Христа |
Иисус Христос Рим.15:8 |
Израилю (обрезанным) Матф.10:6, Матф.15:24 |
Евангелие Царства, Новый Завет Иер.31:31, Матф.26:28, Евр.8:8-13 |
Новое предложение Царства, Новый Завет в действии |
от вознесения Христа до конца Периода Деяний |
Двенадцать Апостолов во главе с Петром Деян.1:8,26 и Павел Деян.19:8 |
Израилю Гал.2:7-9, Деян.3:25,26 Рим.11 |
Евангелие Царства Новый Завет Деян.1:3, Деян.8:12, Евр.8:8-13 |
Благодать Божия для народов Деян.20:24 |
от обращения Павла до сего дня |
только Апостол Павел Еф.3:2, Кол.1:5,6 |
язычникам (народам) Еф.3:2 |
Евангелие благодати Божией Тит.2:11,12 Рим.5:15 |
Тайна, сокрытая от вечности в Боге Еф.3:9, Кол.1:2526 |
от откровения о Тайне, данного Павлу в узах, до сего дня |
только Апостол Павел |
святым и верным во Христе Иисусе Еф.1:1 Кол.1:1 |
Откровение Тайны, сокрытой от вечности в Боге. Кол.1:26 |
Это только некоторые наиболее важные, имеющиеся в Писании домоуправления, на примере которых мы можем понять, что каждое домоуправление характеризуется определенным домоправителем и определенным посланием, которое ему вверено. Кроме того, у этого послания есть определенный адресат, т.е. те, кому надлежит жить согласно этому домоуправлению. Домоуправления могут идти одно за другим, могут идти параллельно, могут быть вложены одно в другое, могут быть прерваны или отменены, и все это по усмотрению Бога. Задача же домоправителей - верно преподнести адресату нужное домоуправление, объяснить ему законы, которые Бог определил в Своей власти для данного домоуправления. Необходимо также отметить, что истины и законы каждого домоуправления могут разделяться на две категории. Одни принадлежат только этому домоуправлению и должны исполняться только теми, к кому данное домоуправление относится. Другие присутствуют во всех домоуправлениях. Назовем первые - “истины домоуправления”, а вторые - “доктринальные истины”. Например, истина, что “без пролития крови не бывает прощения” (Евр.9:22) является доктринальной, а закон о принесении в жертву за грех животных
(Лев.4) является истиной домоуправления, т.к. его исполнение требовалось только во время домоуправления Ветхого Завета.Мы должны быть очень осторожными, чтобы не спутать эти истины. Иначе мы будем исполнять и практиковать то, что требуется вовсе не от нас, или перестанем исполнять то, что требуется от всех и во все времена. Например, в книге Деяний Апостолов мы видим, что уверовавшие Иудеи продолжали обрезывать детей своих и ревновали о Законе. А на уверовавших язычников совет в Иерусалиме под руководством Духа Святого (Деян.15:28) наложил только лишь четыре постановления: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленнины и блуда. (Деян.15:1-31; 16:1-4; 21:18-26). Ошибкой многих уверовавших иудеев было не само требование соблюдать Закон и обрезываться как таковое, а то, что они ставили спасение в зависимость от Закона и обрезания (Деян.15:1) и требовали соблюдения Закона и обрезания от язычников (Деян.15:5). Спасение благодатью Господа Иисуса является доктринальной истиной, и здесь не может быть различия между уверовавшими Иудеями и уверовавшими язычниками (Деян.15:8-11). Однако в практике они отличались друг от друга. Одни были ревнителями Закона (Деян.21:20) и продолжали соблюдать Закон, другие же соблюдали четыре постановления (Деян.21:25).
Кто из нас не сталкивался с мнимыми противоречиями в Писании? Кто из нас не пытался исполнять буквально все, что написано в Библии без разбора? А когда нам это не удавалось, кто из нас не пытался найти этому какое-нибудь свое объяснение, подобно такому, что: ”Я еще не достаточно совершен, чтобы исполнять это”, или: ”Наверное, у меня недостаточно веры, раз это у меня не получается”, или: “может быть эта заповедь или обетование имеют духовный, а не буквальный смысл”. Но мы редко задумывались над вопросами: Кому?, когда?, при каких обстоятельствах?, через кого?, с какой целью? дал Бог те или иные указания, заповеди и обещания. Другими словами, что это за домоуправление от Бога, кого Бог поставил домоправителем и над кем? Нам даже необходимо не просто задуматься над этим, а с открытым Писанием и с молитвой, наконец, узнать от Бога: Кого же Он послал в качестве домоправителя для меня, и какое ему вверил домоуправление?
Хотелось бы обратить ваше внимание на важное домоуправление, вверенное Апостолу Павлу, - домоуправление Тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге (Еф.3:9; Кол.1:25,26 - домостроительство =
oikonomia). Павлу была дана благодать открыть, в чем состоит это домоуправление, что он и сделал, находясь в узах, через послания к Ефесянам и Колоссянам. Эти послания адресованы святым и верным во Христе Иисусе (Еф.1:1, Кол.1:2). Верующие, живущие согласно этому домоуправлению, названы Церковью, которая есть Тело Его, Они имеют всю полноту во Христе (Еф.1:22,23). Они соединены с Ним в Его обрезании (Кол.2:10,11), в Его смерти (Кол.2:20; 3:3), в Его погребении (Кол.2:12), в Его оживотворении (Еф.2:5), Его воздвижении (Еф.2:6, Кол.3:1; 2:12), они вместе с Ним посажены на небесах превыше всего (Еф.1:19-21; 2:16). Они ожидают явления с Ним во славе (Кол.3:4). Они благословлены всяким духовным благословением во Христе (Еф.1:3). Это воистину неисследимое богатство Христово (Еф.3:8) и воистину преизобильное богатство благодати Божией (Еф.2:7) Чтобы понять ценность этих духовных благословений, необходимо молиться молитвами Павла (Еф.1:17-23; 3:14-21).
©
1997E-mail:
hisbody@yandex.ruhttp://mgoll.narod.ru