Ч. Уэлч

 

Путь.

 

 

 

Хри­сти­ан­ст­во упо­доб­ле­но в Пи­са­нии пути. В обыч­ном язы­ке сло­во “путь” име­ет сле­дую­щие от­тен­ки зна­че­ний:

 

а) До­ро­га или тро­па; “по до­ро­ге” (Мф.21:8)

б) Ходь­ба, пе­ре­дви­же­ние, пу­те­ше­ст­вие; “бла­го­ус­т­ро­ит путь твой” (Быт.24:40).

в) На­прав­ле­ние (букв.курс”) жиз­ни; “на пу­ти греш­ные” (Пс.1:1,6)

г) Во­ля Бо­га; “пря­мым пу­тем” (Быт.24:27)

д) Лю­бая фор­ма ве­ры; “уче­ние, на­зы­вае­мое ере­сью” (Н.П. “на Пу­ти, ко­то­рый на­зы­ва­ют ере­сью” Дн. 24:14).

 

Уже в 3-ей гла­ве Бы­тия мы ви­дим, что “путь к де­ре­ву” ох­ра­нял­ся пла­ме­нею­щим ме­чем и сим­во­ли­че­ски стра­хо­вал­ся хе­ру­ви­мом. От две­ри Едем­ско­го са­да на­чи­нал­ся путь, ко­то­рый про­хо­дит в низ­ких до­ли­нах, че­рез ве­ли­че­ст­вен­ные вы­со­ты, в пус­ты­ни, че­рез гус­то­на­се­лен­ные го­ро­да, за­час­тую в па­лат­ках. Пут­ни­ки со­дер­жа­лись под за­ко­ном, под бла­го­да­тью, и вот в От­кро­ве­нии длин­ный путь за­вер­шен. Опи­са­ние, ко­то­рое да­ет­ся это­му пу­ти в Пи­са­нии ак­цен­ти­ру­ет на­ше вни­ма­ние на суть этой до­ро­ги, ее ко­неч­ной це­ли. Од­ним из обод­ряю­щих по­след­ст­вий пе­ре­ме­ще­ния с пу­ти смер­ти яв­ля­ет­ся то, что это од­но­вре­мен­но при­во­дит к осоз­на­нию то­го, что есть план ве­ков, и что предвидится ко­нец (1Кор.15:24-28). Здесь мож­но при­вес­ти не­ко­то­рые име­на это­го Пу­ти в Пи­са­нии: Путь Ис­ти­ны (Пс.118:29;30), про­ти­во­пос­тав­лен­ный Пу­ти лжи; Путь Его За­по­ве­дей (118:32); Путь Не­по­роч­но­сти (Пс.17:31); Путь Свя­той (Ис.35:8); Путь Прав­ды (Пр.16:31), Путь Ми­ра (Ис.59:8, Ри.3:17). Для че­ло­ве­ка не­воз­мож­но от­крыть этот путь без Бо­же­ст­вен­но­го ру­ко­во­дства, све­та и бла­го­да­ти.

 

Уче­ние так­же мож­но объ­е­ди­нить со сло­вом “Путь”.

 

“Ты ис­тин­но пу­ти Бо­жию учишь” (Мф.22:16).

Акил­ла и При­скил­ла ... точ­нее объ­яс­ни­ли ему путь Гос­по­день” (Дн.18:26).

 

Спа­си­тель ис­поль­зу­ет этот тер­мин по от­но­ше­нию к Се­бе го­во­ря:

 

“Я есмь Путь, Ис­ти­на и Жизнь. Ни­кто не мо­жет при­дти к От­цу как толь­ко че­рез Ме­ня” (Ин.)

 

Это об­раз ре­чи, на­зы­вае­мый Хен­диа­ди­сом, фор­ма вы­ска­зы­ва­ния, по ко­то­рой сло­ва Хри­ста мож­но ин­тер­пре­ти­ро­вать при­бли­зи­тель­но так: Я есмь жи­вой и ис­тин­ный Путь. Так­же в по­сла­нии к Ев­ре­ям ска­за­но, что мы вхо­дим “пу­тем но­вым и жи­вым” (Евр.10:20).

Из во­рот Едем­ско­го са­да ис­хо­дят два пу­ти: “путь Каи­нов” (Быт.4:5, Иу­да11) и “путь Аве­лев” (Евр.11:4). Один при­зна­ет не­об­хо­ди­мость Ис­ку­пи­те­ля, дру­гой ос­ме­ли­ва­ет­ся дос­тиг­нуть Бо­га без обес­пе­че­ния доступа жерт­вой. В Сеп­туа­гин­те в Быт.4:7 на­мек уси­ли­ва­ет­ся: “Со­гре­шил ли ты тем, что не­пра­виль­но раз­ре­зал, ес­ли пра­виль­но при­нес ее (им. в ви­ду жерт­ву)? В то вре­мя как Еван­ге­лие есть и долж­но быть “Еван­ге­ли­ем Бо­га”, это Еван­ге­лие так­же долж­но быть “О Его Сы­не” (Рим.1:1-4). Хри­сти­ан­ская ве­ра в ран­ние ве­ка на­зы­ва­лась “Путем”, и из-за него воз­никало гонение. Ка­са­ясь сво­ей про­шлой жиз­ни Па­вел ска­зал в Дн.22:4:

 

“На этот Путь я воздвигнул смертельное движение” (Дн.22:4).

 

Путь, по ко­то­ро­му ис­ку­п­лен­ный хо­дит, обес­пе­че­н ру­ко­во­дством и за­щи­той. По­ка пу­те­ше­ст­вие не за­кон­чить­ся бу­дут за­пад­ни, ис­ку­п­ле­ния и вра­ги на до­ро­ге, но так­же как и в про­об­раз­ных ски­та­ни­ях по пус­ты­не Из­раи­ля, нам да­но пол­ное во­ди­тель­ст­во (1Кор.10:1-12, Евр.3).

 

Хри­сти­ан­ст­во в сущ­но­сти Путь Стран­ни­ка.

 

От на­зва­ния “путь стран­ни­ка” у тех, кто зна­ет ис­то­рию и гео­гра­фию Анг­лии поя­вит­ся в соз­на­нии ас­со­циа­ция с тро­пой, до сих пор про­хо­ди­мой, око­ло 120 миль длин­ны, ис­поль­зо­ван­ной пи­лиг­ри­ма­ми в их пу­те­ше­ст­ви­ях в Кен­тер­бе­ри к гроб­ни­це То­ма­са Век­та. Или со сказ­ка­ми Чо­се­ра, или со­всем уж близ­кой к уче­нию Пи­са­ния не­пре­хо­дя­щей ис­то­ри­ей Джо­на Бунь­я­на, на­зы­вае­мой “Пу­те­ше­ст­вие пи­лиг­ри­ма”, то­го пи­са­те­ля, чей обелиск до сих пор виден с Бан­хиль­ских по­лей в двух ми­ну­тах ез­ды от “церк­ви от­кры­той кни­ги” дом со­б­ра­ния, ко­то­рый мы ве­рим по­нра­вил­ся бы это­му Бо­жие­му че­ло­ве­ку. На гре­че­ском это сло­во “стран­ник” эк­ви­ва­лент­но сло­ву parepidemos”. Оно со­став­ле­но из demos “на­род” и суф­фик­са epi “на”. Epidemio (Дн.2:10, 17:21) пе­ре­ве­де­но как “жи­ву­щие у них чу­же­стран­цы” (см. Но­вый пе­ре­вод). До­бав­лен­ная приставка para в сло­ве “стран­ник”, пред­по­ла­га­ет, что кто-то на­хо­дит­ся вбли­зи, но не яв­ля­ет­ся ча­стью ком­па­нии, в ко­то­рую при­вел его путь. Он мог вместе с Бунь­я­ном быть вы­ну­ж­ден­ прой­ти че­рез яр­мар­ку Суе­ты”, от­ка­зы­вая се­бе в пус­тых пред­ло­же­ни­ях удо­воль­ст­вий. Сло­во “стран­ник” встре­ча­ет­ся 3 раза в Н.З.

 

“Они ... ис­по­ве­да­ли, что они чу­жие и при­шель­цы на зем­ле” (Евр.11:13)

“ ... При­шель­цы в рас­сея­нии ... В Асии" (1Пт.1:1, 2:11)

“Как стран­ни­ков и при­шель­цев, уда­лять­ся от плот­ских по­хо­тей” (1Пт.2:11)).

 

Два сло­ва perikos и parademos мы на­хо­дим в Бы­тии в гре­че­ском пе­ре­во­де (Сеп­туа­гин­те.), где Ав­ра­ам до­го­ва­ри­вал­ся о мес­те для по­гре­бе­ния, ис­по­ве­дал пе­ред сы­на­ми Хе­то­вы­ми.

 

“Я у вас по­се­ле­нец и при­ше­лец” (Быт.23:4).

 

Еще бо­лее за­ме­ча­тель­ное ме­сто, где еще раз эти два сло­ва встре­ча­ет­ся в Сеп­туа­гин­те это Пс.39:12.

 

“Ибо я стран­ник у Те­бя при­ше­лец, как все от­цы мои” (в Сеп­туа­гин­те “я стран­ник на зем­ле”).

 

Ев­рей­ское сло­во ger “стран­ник” оз­на­ча­ет (W. Kay) лич­ность “пол­но­стью за­ви­си­мую от кро­ва и пи­щи, без прав соб­ст­вен­но­сти, бес­сроч­ный арен­да­тор”. Сло­ва в Псал­ме 39 “у Те­бя” и “у Ме­ня” от­кры­ва­ют чу­дес­ную до­ро­гу ис­ти­не. Бог, го­во­ря об Из­раи­ле, ис­поль­зо­вал в кни­ге Ле­вит 25:23 сло­ва, ко­то­рые от­но­си­лись к Не­му Са­мо­му: “вы при­шель­цы  и по­се­лен­цы у Ме­ня”. Впо­след­ст­вии мы чи­та­ем, что “не­бе­са”, ог­ра­ни­чен­ные сей­час упо­доб­ле­ны “шат­ру”, ко­то­рые пред­на­зна­че­ны для жи­лья Бо­га в нем (Ис. 40:22). По­ка не придет срок по плану ве­ков Сам Бог не уча­ст­вует в домостроительстве  ис­ку­п­лен­но­го на­ро­да. От па­де­ния Ада­ма даже Сам Бог, (мы мо­жем это с бла­го­го­вением ска­зать), ожи­да­ет близ­ко­го дня сла­вы. Он бу­дет оби­тать в ски­нии (па­лат­ке); Его ме­сто оби­та­ния бу­дет пе­ре­ме­щать­ся имен­но так, как это бы­ло во все дни ски­та­ний по пус­ты­не Из­ра­иль­ско­го на­ро­да. Мы все стран­ни­ки, но мы идем не од­ни.

 

“Во вся­кой скор­би Он не ос­тав­лял их, и Ан­гел ли­ца Его спа­сал их” (Ис.63:9).

 

От­но­ше­ния Ав­раа­ма, Исаа­ка, Иа­ко­ва, как опи­са­но в Евр.11 -ой гла­ве, от­но­ше­ние Из­раи­ля, как опи­са­но во Вто­ро­за­ко­нии 2:26-28, сло­ва и тер­ми­ны в Еф.2:19 дос­та­точ­но пол­но ос­ве­ща­ют суть стран­ст­во­ва­ния, и об­лег­ча­ют понимание всем, кто ве­рит в то, что на­ше при­зва­ние “не от ми­ра се­го”. Это со­дер­жит­ся по су­ще­ст­ву в сло­вах: “Мы не име­ем здесь по­сто­ян­но­го гра­да, но ищем бу­ду­ще­го” (Евр.13:14).

И это дей­ст­ви­тель­но для всех ис­ку­п­лен­ных лю­бо­го при­зва­ния и сфе­ры бла­го­сло­ве­ния. Ав­ра­ам “оби­тал” да­же в зем­ле обе­то­ван­ной как в “чу­жой стра­не” (11:16) и эти му­жи ве­ры умер­ли без пол­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния обе­то­ва­нии, дан­ный им, при этой жиз­ни. Хо­тя при этом они при­ня­ли их, уве­ро­ва­ли в них, и сво­им от­но­ше­ни­ем ис­по­ве­да­ли, что они стран­ни­ки и при­шель­цы, иду­щие к на­след­ст­ву, ожидающему их в будущем. Они ис­ка­ли луч­шую стра­ну и со­про­тив­ля­лись всем ис­ку­ше­ни­ям по­вер­нуть на­зад. Нам, как стран­ни­кам, про­хо­дя­щим че­рез мир, пред­пи­сы­ва­ет­ся:

 

“Ес­ли воз­мож­но с ва­шей сто­ро­ны будь­те в ми­ре со все­ми людь­ми” (Рим.12:18).

 

Во Вто­ро­за­ко­нии 2:27 го­во­рит­ся о прось­бе “прой­ти” и при этом ис­поль­зу­ет­ся сло­во abar , что оз­на­ча­ет при­бли­зи­тель­но сле­дую­щие: уе­хать, ос­та­вить од­но ме­сто или го­род (Мх.1:11); быть от­чу­ж­ден­ным, пе­ре­ехать в дру­гие зем­ли (Иез.48:14); фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния; от­ра­жа­ет тер­ри­то­рию по ту сто­ро­ну че­го-ли­бо или вда­ли, и по­это­му это сло­во в по­сла­нии к Ев­ре­ям оз­на­ча­ет “вне от, по дру­гую сто­ро­ну”, на­при­мер: по ту сто­ро­ну Ев­фра­та (Иис. Нав. 24:23), а в слу­чае с Ха­наа­ном, на­при­мер, по ту сто­ро­ну Иор­да­на (см. версии Броуна, Ривера, Бриаса).

Во вто­рой гла­ве по­сла­ния к Ефе­ся­нам го­во­рит­ся о по­ло­же­нии языч­ни­ков по пло­ти, как от­чу­ж­ден­ных от об­ще­ст­ва Из­ра­иль­ско­го, стран­ни­ков чу­ж­дых за­ве­тов обе­ща­ния. Но с раз­ру­ше­ни­ем сте­ны, сто­яв­шей по­сре­ди, был со­тво­рен Но­вый че­ло­век и языч­ни­ки, ко­то­рые од­но вре­мя бы­ли да­ле­ки, бо­льше (ЕФ.2:18) не чу­жие и не при­шель­цы, но со­гра­ж­да­не свя­тым и свои Бо­гу. И также как Ав­раа­му, ко­то­рый ви­дел пред со­бой не­бес­ный го­род, нам да­но ука­за­ние: “ище­те гор­не­го, где Хри­стос си­дит одес­ную Бо­гу” (Кол.3:1-4). Опи­сы­вая об­раз стран­ни­ков Па­вел в 1 Кор.7:29-31 по­ды­то­жи­ва­ет так:

 

“Я вам ска­зы­ваю бра­тия, что вре­мя уже ко­рот­ко так, что имею­щие жен долж­ны быть как не­мею­щие. И пла­чу­щие, как не­пла­чу­щие; и ра­дую­щие­ся, как не­ра­дую­щие­ся: и по­ку­паю­щие как не­по­ку­паю­щие, и поль­зую­щие­ся ми­ром сим, как не­поль­зуе­щие­ся; по­то­му что про­хо­дит об­раз ми­ра се­го” (1Кор. 7:20-31).

 

Мо­фат так пе­ре­во­дит 31 стих: Пусть те, кто вра­ща­ет­ся в ми­ре жи­вет как те, кто не поль­зу­ет­ся им”. Это пе­ре­кли­ка­ет­ся со сло­ва­ми из Вто­ро­за­ко­ния 2:5,9,19 “не на­чи­най”. Мы сра­жа­ем­ся не про­тив кро­ви и пло­ти (Еф.6:12). Мы ста­ли стран­ни­ка­ми, не по­то­му что мы экс­цен­трич­ные или чуд­ные, или по­то­му что са­ми вы­бра­ли быть ме­зан­тро­па­ми. Мы стран­ни­ки, по­то­му что мы ис­ку­п­ле­ны от гре­ха и смер­ти по пла­ну бла­го­да­ти в на­де­ж­де сла­вы. Чем-то на­по­ми­на­ет эти ин­ст­рук­ции, ко­то­рые мы чи­та­ем в Ис­хо­де, дан­ные от­но­си­тель­но то­го, как нуж­но есть Пас­ху.

 

“Есть же его (агн­ца) так: пусть бу­дут чрес­ла ва­ши пре­поя­са­ны, обувь ва­ша на но­гах ва­ших и по­со­хи ва­ши в ру­ках ва­ших, и ешь­те его с по­спеш­но­стью” (Исх.12:11).

 

Сло­во “по­спеш­ность” оз­на­ча­ет быть в “тре­во­ге” в “спеш­ке” или “смя­те­нии” (2Цар.4:4; Пс. 47:6). Путь стран­ни­ка ве­дет че­рез пус­ты­ню это­го ми­ра, и в то вре­мя, как хлеб, во­да, ру­ко­во­дство и за­щи­та га­ран­ти­ро­ва­ны, все же мож­но ожи­дать вра­гов. Но нужно ожидать и ис­ку­п­ле­ния, осо­бен­но ис­ку­п­ле­ния, ожидать с ве­рой и тер­пением как те, кто “ви­дят То­го, Ко­то­рый Не­ви­дим”, Все эти осо­бен­но­сти из­ло­же­ны в ски­та­ни­ях сы­нов Из­ра­иль­ских, длив­ших­ся со­рок лет, и за­пи­са­ны, как при­мер, для ве­рую­щих. В по­сла­нии к Ев­ре­ям осо­бен­но в 3-ей гла­ве и 4-ой указывается на этот опыт и это указание по структуре послания уравновешено с гла­вой о ве­ре (Евр.11).

Те­перь не­об­хо­ди­мо пе­рей­ти от сло­ва “путь” к сло­ву “хо­ж­де­ние”, ко­то­рые до­пол­ня­ют друг друга. Без пра­виль­но­го “хо­ж­де­ния”, “путь” ос­та­нет­ся лишь про­сто сло­вом.

 

“Вот путь, иди­те по не­му” (Ис.30:21).

 

Хо­ж­де­ние

 

Вне упот­реб­ле­ния в Биб­лии, сло­во “хо­дить” оз­на­ча­ет не толь­ко “хо­дить пеш­ком”, но и об­раз жиз­ни.

Пять слов пе­ре­ве­де­ны как хо­ж­де­ние” в Но­вом За­ве­те: peripateo, poreuo, stoicheo, dierchomai и orthopodeo.

 

Peripateo встречается больше всего в Новом Завете. В од­ном упо­ми­на­нии, где при­бав­ле­на к не­му при­став­ка ем, оно ис­поль­зу­ет­ся по от­но­ше­нию к Бо­гу “Все­люсь в них и бу­ду хо­дить в них” (2Кор.6:16). Оче­вид­но, что здесь име­ет­ся в ви­ду общ­ность, так­же как у Амо­са в 3-ей гла­ве в 3-ем сти­хе: “Пой­дут ли двое вме­сте, не сго­во­рив­шись ме­ж­ду со­бою”.

Вто­рое из них poreuo, оз­на­ча­ет “хо­дить по сле­дам”.

Чет­вер­тое сло­во dierchomai оз­на­ча­ет “ид­ти”, пе­ре­се­кать или про­хо­дить “че­рез”.

И пя­тое orthopodeo на­хо­дит­ся в Гал.2:14: “по­сту­пать пря­мо”, “хо­дить пра­виль­но”.

В то вре­мя как ка­ж­дое сло­во име­ет свой вклад, все-та­ки ос­нов­ная смысловая на­груз­ка в уче­нии ло­жить­ся на сло­во peripateo. Сло­ва “хо­дить” (“по­сту­пать”) в Вет­хом Завете (в Сиптуагинте) ис­поль­зуется в Лев.26:3, Втор.8:19, Пс.118:27, 33, 1Цар.10:31, Мк.7:5:

 

по­сту­пать по ус­та­вам Мо­им,

хо­дить в За­ко­не Гос­по­да

пой­дешь вслед дру­гих бо­гов

“за­чем уче­ни­ки твои не по­сту­па­ют по пре­да­нию стар­цев но нечистыми руками едят хлеб...”.

 

Нель­зя не сравнить ту серьезность с которой Ветхий Завет относится к еде немытыми руками и более простое отношение к этому в Марке.

Сло­во име­ет следующие зна­че­ния: ид­ти, об­раз жиз­ни, обы­чай, со­блю­де­ние. В Еван­ге­лии от Ио­ан­на, ко­гда не­ко­то­рые уче­ни­ки от­вра­ти­лись прочь, от уче­ния Гос­по­да, го­во­ря: “ка­кие стран­ные сло­ва! Кто мо­жет это слу­шать?” Мы чи­та­ем: “С то­го вре­ме­ни мно­гие из уче­ни­ков Его ото­шли от Не­го и уже не хо­ди­ли с Ним” (Ио.6:60,66).

Есть еще упо­ми­на­ния это­го сло­ва в со­че­та­нии со сло­вом “хо­дить:

 

 

     хо­дить

во тьме (Ио.8:12

при све­те Ио.11:9, 10

днем Ио.12:35

в Дн. встре­ча­ет­ся в об­ви­не­нии

 

Кро­ме все­го про­че­го, Господь учил на­род хо­дить вслед обы­ча­ям и со­блю­де­нии За­ко­на (Дн.21:21). В по­сла­ни­ях мы най­дем бо­лее образное ис­поль­зо­ва­ние зна­че­ния это­го сло­ва. Су­ще­ст­ву­ют 42 мес­та, где оно встре­ча­ет­ся в пе­ре­нос­ном смыс­ле, кро­ме двух: 1Кор.1:17, 2Кор.10:3.

 

“Хо­дить в об­нов­лен­ной жиз­ни” (Рим.6:4)

Жи­ву­щих не по пло­ти, но по ду­ху” (Рим.8:4)

“Бу­дем вес­ти се­бя бла­го­чин­но” (Рим.13:13)

“То ты уже не по люб­ви по­сту­па­ешь” (Рим.14:15).

 

Здесь об­нов­ле­ние жиз­ни объ­яс­ня­ет­ся ка­ж­дым по­сле­дую­щим упо­ми­на­ни­ем. Оно не по пло­ти, не в пи­ршестве и пьян­ст­ве, и оно не угод­но Бо­гу, ес­ли оно не по люб­ви. Оно долж­но быть “бла­го­чин­ным”, “по ду­ху”, “как днем”. Рас­кры­тие те­мы оче­вид­но.

 

“Ибо вы еще плот­ские, ибо, по­сколь­ку ме­ж­ду вами ревность и ссо­ры - не плот­ские ли вы и не по че­ло­ве­че­ст­ву ли по­сту­пае­те” (1Кор.3:3)

“Но мы от­верг­ли то, что скры­ва­ет­ся из-за сты­да, не по­сту­пая с хит­ро­стью” (2Кор.4:2)

“Ибо мы хо­дим ве­рою, а не ви­де­ни­ем” (2Кор.5:7)

Ду­маю­щим о нас, буд­то мы по­сту­па­ем по пло­ти” (2Кор.10:2;3)

“Не в од­ном ли ду­хе мы хо­дим?” (2Кор.12:18).

 

В то вре­мя как че­ло­ве­че­ст­во обречено изначально хо­дить в этой жиз­ни в пло­ти (Па­вел тоже), несмот­ря на это, он “хо­дил не по пло­ти, и не по че­ло­ве­че­ст­ву”.

 

“Хо­ж­де­ние” в по­сла­ни­ях.

 

“По­сту­пай­те по ду­ху и вы не бу­де­те ис­пол­нять во­ж­де­ле­ния пло­ти” (Гал.5:16).

“В ко­то­рый и вы не­ко­гда жи­ли так, как свой­ст­вен­но ны­неш­не­му ве­ку” (Еф.2:20)

“Соз­да­ны во Хри­сте Ии­су­се на до­б­рые де­ла, в ко­то­рых Бог пред­на­зна­чил нам хо­дить” (Еф.2)

“Итак, при­зы­ваю вас я ... хо­дить дос­той­но при­зва­ния” (Еф.4:1)

“Что­бы вы боль­ше не по­сту­па­ли, как по­сту­па­ют языч­ни­ки” (Еф.4:17)

“Итак ... хо­ди­те в люб­ви, как Хри­стос воз­лю­бил вас” (Еф.5:7).

“По­сту­пай­те, как де­ти све­та” (Еф.5:7)

“Смот­ри­те на тех, ко­то­рые по­сту­па­ют по то­му при­ме­ру, ка­кой вы имее­те в нас” (Фил.3:17)

“Ибо мно­гие ... по­сту­па­ют как вра­ги” (Фил.3:18)

“Так, что­бы по­сту­пать дос­той­но Гос­по­да” (Фил.1:10)

“По­то­му, как при­ня­ли Хри­ста Ии­су­са Гос­по­да, так и хо­ди­те в Нем” (Фил.2:6)

Со внеш­ни­ми по­сту­пай­те муд­ро” (Фил.3:7).

“Что­бы жить (“хо­дить”) вам дос­той­но Бо­га” (1Фес. 2:12)

“Как долж­но вам и уго­ж­дать Бо­гу” (1Фес.4:1)

“Что­бы вы уда­ля­лись от вся­ко­го бра­та по­сту­паю­ще­го бес­чин­но” (1Фес.3:1)

“Ибо хо­ро­шо, что­бы серд­ца ук­ре­п­ля­лись бла­го­да­тью, а не яс­т­ва­ми, от ко­то­рых пре­дав­шие­ся им не по­лу­чи­ли ни­ка­кой поль­зы” (Евр.13:9)

 

“Про­тив­ник ваш дья­вол хо­дит как ры­каю­щий лев” (1Пт.5:8)

“Ес­ли го­во­рим, что име­ем об­ще­ние, я хо­ди­м во тьме, мы лжем и не по­сту­паем по ис­ти­не, ес­ли хо­дим во све­те, как Он Сам ... то име­ем” (1Ио.1:6)

”Кто го­во­рит, что пре­бы­ва­ет в Нем, тот дол­жен и сам по­сту­пать так, как Он по­сту­пал” (1Ио.2:6)

“А, кто не­на­ви­дит бра­та сво­его, тот во тьме и хо­дит во тьме” (1Ио.2:11)

Я  воз­ра­до­вал­ся, что сре­ди де­тей Тво­их на­шел хо­дя­щих в ис­ти­не” (Ио.2:11)

“И лю­бовь в том, что­бы по­сту­па­ли по Его за­по­ве­дям” (2Ио.4-6)

“Это за­по­ведь ... что­бы мы по­сту­па­ли по ней” (3Ио.3:4)

 

Да­вай­те ис­сле­ду­ем упо­ми­на­ния в Ефе­ся­нам бо­лее под­роб­но. Пер­вое что мы за­ме­тим, все по­сла­ние по­строе­но так, что все вра­ща­ет­ся во­круг стерж­не­во­го сло­ва “дос­той­но” (Еф.4:1). Оно на­хо­дит­ся на гра­ни­це между слав­ной док­три­наль­ной час­тью первых 3-ех глав и 3-­мя гла­вы прак­ти­че­ской час­ти. В док­три­наль­ной час­ти показано два хо­ж­де­ния: од­но - вет­хой при­ро­ды, дру­гое - но­вой. Вет­хое хо­ж­де­ние описано до­воль­но подробно; оно упоминается и в док­три­наль­ной и в прак­ти­че­ской час­ти, но но­вое хо­ж­де­ние описано толь­ко в прак­ти­че­ской час­ти. Как и пре­ж­де тут да­ют­ся в кон­тра­сте Но­вая и Вет­хая при­ро­ды.

 

Но­вая:

              По­сту­пай­те дос­той­но зва­ния ... со вся­ким сми­рен­но­муд­ри­ем и кро­то­стью и дол­го­тер­пе­ни­ем” (Еф.4:1,2)

Вет­хая:

              “Что­бы вы не по­сту­па­ли, как по­сту­па­ют языч­ни­ки в су­ет­но­сти ума сво­его” (4:17)

 

Структура этой темы помогает понять ее раз­ви­тие и взаи­мо­свя­зь

 

А 2:2 Вет­хая при­ро­да

   В 2:10 Но­вое тво­ре­ние

      С 4:1 Ос­нов­ной стер­жень: Дос­той­но

   В 4:1 Но­вое тво­ре­ние

А 4:17 Вет­хое тво­ре­ние

 

 

Хо­ди­те в люб­ви (5:2)

Хо­ди­те как ча­да све­та (5:8)

Хо­ди­те ос­то­рож­но (5:15)

 

Это еще не все. Трое­крат­ное “Хо­ди­те” (Еф.5:2, 8и 15) пред­ше­ст­ву­ет трое­крат­но­му раз­де­ле­нию об­ще­ст­ва, в ко­то­ром хо­ж­де­ние долж­но быть яв­ле­но. Выш­нее, не­бес­ное уче­ние с1-ой по 3-ю гла­вы Ефе­ся­нам вы­ра­же­но в слу­же­нии ка­ж­до­днев­ной жиз­нью, следующим образом:

 

1.Же­на­ми и мужь­я­ми

2.Деть­ми и ро­ди­те­ля­ми

3.Слу­га­ми и гос­по­да­ми

 

Пе­ред тем как на­чи­на­ет­ся рас­смот­ре­ние “под­чи­не­ния” жен мужь­ям, мы читаем следующий итог:

 

Под­чи­ня­ясь Друг Дру­гу в Стра­хе Бо­жи­ем (Еф.5:”1).

 

Сло­во hupotaso пе­ре­ве­ден­ное “под­чи­ня­ясь” бу­к­валь­но про­изош­ло от сло­ва taxis (от­вет­ная ре­ак­ция ор­га­низ­ма) и tagma .

“Так и в вос­кре­се­нии, ка­ж­дый в сво­ем по­ряд­ке”. В 1Кор.15:23, а также чуть выше, упот­реб­лено сло­во “tagma”, ко­то­рое ис­поль­зу­ет­ся по от­но­ше­нию к груп­пе сол­дат, ко­горте, ле­гио­ну. По­ле­вой мар­шал “под­чи­ня­ет­ся” сво­ему Мо­нар­ху, т.к. тот за­ни­ма­ет бо­лее вы­со­кую долж­ность, на­столь­ко же (а может быть и в большей степени), на­сколь­ко ря­до­вой сол­дат под­чи­ня­ет­ся бо­лее вы­со­ко­му чи­ну. Здесь нет на­ме­ка на ра­бо­леп­ст­во,  и нет ничего по­стыд­ного в при­ня­тии обо­их долж­но­стей. Муж поставлен в более высоком чине по отношению к жене Богом так­же, как же­на “под­чи­нена” сво­ему му­жу. Но оба име­ют честь и от­вет­ст­вен­ность пред­став­лять в сво­их от­но­ше­ни­ях образ бо­лее вы­со­кого, более полного еди­не­ния Хри­ста и Его Церк­ви. Ка­кая жен­щи­на, будучи в здравом уме бу­дет го­во­рить, что она не будет под­чи­нять­ся му­жу, в то время как он исполняет ус­ло­вия Ефе­ся­нам 5:12, и лю­бит свою же­ну, “как Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь, и пре­дал Се­бя за нее”?

Нуж­но от­ме­тить, что сло­во “слу­шать­ся”, которое применено Апо­сто­лом к де­тям Еф.6:1 и к слу­гам, отличается от того, которое относится к же­нам. Многие люди по сво­ей глу­по­сти прив­но­сят эти сло­ва в се­мей­ное слу­же­ние, а за­тем не­пре­стан­но спо­рят о том, что оно оз­на­чает, и как оно связано с подчинением жен.

 

“Впро­чем, бра­тья мои, ра­дуй­тесь в Гос­по­де, Пи­сать вам для ме­ня не тя­го­ст­но, а вам слу­жит к ут­вер­жде­нию” (Флп.3).

 

 Далее мы пред­ла­га­ем рас­смот­реть уче­ние 1-го по­сла­ния Ио­ан­на, ко­то­рое по­ка­зы­ва­ет:

 

1) без­ус­лов­ность (или от­вет­ст­вен­ность)  и

2) по­сте­пен­ность ос­вя­ще­ния.

 

Он, Хри­стос яв­ля­ет­ся Цен­тром всех на­ме­ре­ний Бо­жи­ей бла­го­да­ти: Он есть Ав­тор, Со­вер­ши­тель, Цель. Мы уже ви­де­ли связь ме­ж­ду вос­кре­се­ни­ем и ос­вя­ще­ни­ем. По­до­бие вос­кре­се­ния Гос­по­да, осуществленное в нас, и есть наше освящение. Важность этого вопроса необходимо осознать не только в тот день, ко­гда мы удов­ле­тво­рим­ся про­бу­ж­де­ни­ем в Его по­до­бии, а также во вре­мя на­ше­го пре­бы­ва­ния здесь,

Да­вай­те крат­ко рас­смот­рим, как про­ис­хо­дит ос­вя­ще­ние. “Ес­ли мы хо­дим во све­те, как Он “во све­те”, потому что “Бог есть свет и нет в Нем ни­ка­кой тьмы”. Наш Гос­подь сто­ит в пол­ном све­че­нии сла­вы Шехины. Он там не толь­ко по пра­ву Сво­ей Бо­же­ст­вен­но­сти, но и из-за со­вер­шен­ст­ва Его ис­ку­пи­тель­ной ра­бо­ты. Ни­что кро­ме аб­со­лют­ной пра­вед­но­сти и со­вер­шен­ной свя­то­сти не мо­жет вы­дер­жать свет, в ко­то­ром пре­бы­ва­ет наш ве­ли­кий Заступник.

Не­смот­ря на не­мо­щи и сла­бо­сти ве­рую­ще­го, че­рез ис­ку­п­ле­ние он по­лу­ча­ет этот свет, и это оп­ре­де­ля­ет на­ше по­ло­же­ние во Хри­сте.

1Ин.2:29 го­во­рит нам, что “Он пра­ве­ден”. 1Ин.3:3 го­во­рит, что “Он чист”, и это свя­за­но со сло­ва­ми “Он есть свет”. 1Ин.1:7 на­чи­на­ет­ся сло­ва­ми “ес­ли же”, чем вво­дит­ся ус­ло­вие. Пе­ред тем как мы рас­смот­рим ас­пект ус­ло­вия, да­вай­те об­ра­тим­ся к сти­хам, ко­то­рые яв­ля­ют аб­со­лют­ную при­ро­ду ос­вя­ще­ния ве­рую­ще­го во “Хри­сте”.

 

“Лю­бовь дос­тиг­ла с на­ми та­ко­го со­вер­шен­ст­ва, что мы име­ем дерз­но­ве­ние в день су­да, по­то­му что ка­ков Он, та­ко­вы и мы в этом ми­ре”  (1Ио.4:17).

 

Бо­жия к нам лю­бовь яв­ля­ет­ся пред­ме­том рас­смат­ри­вае­мо­го сти­ха. Сло­ва пе­ре­ве­ден­ное как “что” встре­ча­ет­ся на про­тя­же­нии все­го по­сла­ния. В этой же са­мой гла­ве они пе­ре­ве­де­ны как “по то­му “ (1, 3), “в том” (10, 9), к че­му апо­стол от­но­сит это сло­во в 17-ом сти­хе? Име­ет ли он в ви­ду, что Бо­жия лю­бовь со­вер­ши­лась в том, что ве­рую­щие име­ют дерз­но­ве­ние в день су­да? Да, и все же нет, т.к. это все­го лишь часть слав­ной це­ли. Мы ве­рим, что этот стих нуж­но чи­тать сле­дую­щим об­ра­зом:

 

В том лю­бовь в нас со­вер­ши­лась (для то­го, что­бы мы име­ли дерз­но­ве­ние в день су­да), что мы как Он в этом ми­ре.

 

“Лю­бовь со­вер­ши­лась” в том, что ве­рую­щий во Хри­ста как Он Сам. Бог не зна­ет бо­лее вы­со­кой це­ли для веч­но­сти, чем  та, что ве­рую­щий бу­дет как Его Гос­подь; и ко­гда на­ши те­ла уни­чи­же­ния из­ме­нять­ся на те­ла по­доб­ные то­му те­лу Гос­по­да, то­гда со­вер­шен­ная лю­бовь дос­тиг­нет це­ли.

“Ка­кая бла­го­дать, в ко­то­рой мы сто­им! Ка­ж­дый ве­рую­щий рав­но со­вер­шенен во Хри­сте. Не­мощ­ный рав­но, как и силь­ный, мла­де­нец, как и воз­рос­ший, все ото­жде­ст­в­ле­ны и все вме­сте усо­вер­ше­ны в Нем. Здесь нет “ес­ли”. Ни от че­го так не за­ви­сит на­ше­го хо­ж­де­ние, как от ос­ве­ще­ния. Ре­зуль­та­ты обя­за­тель­но по­сле­ду­ют. Они не пред­ше­ст­ву­ют ос­вя­ще­нию: “Тот, кто пра­ве­ден (во Хри­сте) го­во­рит прав­ду (ре­зуль­та­ты)”.

 

“Ка­ков Он - та­ко­вы и мы” (1Ио.4:17)

“Мы бу­дем по­доб­ны Ему” (3:2)

“Ко­гда Он бу­дет яв­лен, мы бу­дем по­доб­ны Ему”.

 

Опять мы име­ем де­ло с тем, что аб­со­лют­но. “Мы бу­дем по­доб­ны Ему и со­вер­шен­ная лю­бовь бу­дет до­ве­де­на до сво­ей це­ли. Мож­но ли луч­ше по­нять при­чи­ну, по­че­му Апо­стол вво­дит этот уди­ви­тель­ный во­прос сло­ва­ми: “Смот­ри­те ка­кую лю­бовь”. Ка­ко­вы же ре­зуль­та­ты это­го слав­но­го по­ло­же­ния? Ка­ж­дый “И вся­кий имею­щий эту на­де­ж­ду на Не­го, очи­ща­ет се­бя по­доб­но То­му, как Он чист” (Ио.3:3).

Мно­гие, кто чи­та­ют эти сло­ва, счи­та­ют, что это ес­те­ст­вен­но оз­на­ча­ет раз­ре­ше­ние гре­шить. Они ду­ма­ют, что это ос­но­ва­ние то­го, что Бог про­воз­гла­сил имен­но это. Пи­са­ние ни­как не скры­ва­ет факт, что бу­дет с те­ми, кто об­ра­ща­ет “бла­го­дать Бо­жию в по­вод к рас­пут­ст­ву”, но это ни­ко­им об­ра­зом не ме­ня­ет от­но­ше­ния ут­вер­ждае­мые ме­ж­ду 2-ым и 3-им сти­ха­ми 3-ей гла­вы. Рас­су­ж­де­ние серд­ца долж­ны быть та­ко­вы: ” Я как Он бла­го­да­тью во Хри­сте? Ах, так я мо­гу быть бо­лее по­до­бен Ему в прак­ти­ке? Ах, ес­ли бы бла­го­да­тью быть бо­лее по­доб­ным Ему сей­час”. Пом­ня 1Ин.4:17 об­ра­тим­ся к 1Ин.2:5, 6. Сно­ва мы про­чтем о люб­ви Бо­жи­ей со­вер­шен­ной, но в этот раз рас­смат­ри­ва­ет­ся ус­лов­ная сто­ро­на ос­вя­ще­ния.

 

“А кто со­блю­да­ет сло­во Его, в том, во­ис­ти­ну лю­бовь Бо­жия со­вер­шен­на. Из это­го мы уз­на­ем, что мы в Нем. Кто го­во­рит, что пре­бы­ва­ет в Нем, тот дол­жен и сам по­сту­пать так, как Он по­сту­пал”.

 

Под­твер­жде­ние на­ше­го пре­бы­ва­ния в Нем мы по­лу­ча­ем на основании “со­блю­де­ния сло­ва”. В то же вре­мя нель­зя ска­зать, что со­блю­де­ние Сло­ва ста­вит нас в эту бла­го­сло­вен­ную сфе­ру или страху­ет нас, ко­гда мы там на­хо­дим­ся.

Срав­не­ние 1Ин.4:17 с 1Ин.2:5;6 по­ка­зы­ва­ет, что Бо­жия лю­бовь к Нам и на­ша лю­бовь к Бо­гу встре­ча­ет­ся вме­сте в Гос­по­де Ии­су­се Хри­сте, как их ве­ли­кая цель, обе точ­ки на­прав­ле­ны к упо­доб­ле­нию Ему. Лю­бовь ве­рую­ще­го к Бо­гу по­бу­ж­да­ет его ис­кать боль­ше­го со­от­вет­ст­вия об­ра­зу Его воз­люб­лен­но­го Сы­на; и Бо­жия лю­бовь к Его на­ро­ду за­кре­пи­ла как цель это со­вер­шен­ное по­до­бие Хри­сту в сла­ве Вос­кре­се­ния. За­меть­те, что этот стих не го­во­рит “Мы долж­ны быть как Он”, но он го­во­рит: “Мы долж­ны хо­дить, как Он”. Мно­гие до­хо­дят до вся­ко­го ро­да край­но­стей в сво­ем стрем­ле­нии “хо­дить так, как Он хо­дил”, за­бы­вая, что так­же дол­жен быть вклю­чен 1Ин.1:7, и что мы бо­лее не зна­ем Хри­ста по пло­ти. 1Ин.1:7 го­во­рит о хо­ж­де­нии во све­те. Так Гос­подь Ии­сус все­гда хо­дил в то вре­мя, как Он был здесь на зем­ле.

В са­мом при­сут­ст­вии Бо­га во све­те са­мо­го Свя­то­го; ка­кое убе­ди­тель­ное по­ло­же­ние! В ка­ком по­ло­же­нии мы мо­жем пре­бы­вать! Ни­ка­кое со­вер­шен­ст­во­ва­ние тво­ре­ния не мо­жет при­вес­ти ту­да. Любая по­пыт­ка за­брать­ся на эти вы­со­ты свя­то­сти пу­тем со­вер­шен­ст­во­ва­ния за­кон­чит­ся лишь не­уда­чей. Что же га­ран­ти­ру­ет нам дерз­но­ве­ние “хо­дить во све­те”?

“Ка­ков Он, та­ко­вы и мы”. Го­во­рит­ся ли здесь о без­греш­ном со­вер­шен­ст­ве? Нет! Ес­ли мы го­во­рим, что не име­ем гре­ха, то об­ма­ны­ва­ем са­мих се­бя. Ес­ли го­во­рим, что мы не со­гре­ши­ли, то пред­став­ля­ем Бо­га лжи­вым. Мы при­вле­че­ны близ­ко к при­сут­ст­вию Гос­по­да не че­рез по­кры­тие гре­хов или са­мо­вну­ше­ние, что мы ли­ше­ны гре­ха. Нет! Это воз­мож­но че­рез чуд­ную “бла­го­дать”, ко­то­рой Он об­ла­го­дат­ст­во­вал нас в Воз­люб­лен­ном, ко­то­рая с­де­лала нас спо­соб­ны­ми уча­ст­во­вать в жре­бии свя­тых во све­те”. Со все­ми на­ши­ми не­со­вер­шен­ст­ва­ми, ко­то­рые еще в нас есть, со все­ми на­ши­ми гре­ха­ми, сде­лан­ны­ми или не сде­лан­ны­ми, мы име­ем не­по­сред­ст­вен­ную спо­соб­ность к хо­ж­де­нию во све­те.

Мы де­ла­ем ма­ло гре­хов? Нет! Бог дол­жен был бы нас на­ка­зы­вать ка­ж­дый раз, ко­гда мы со­вер­ша­ем грех. Но Бог это­го не де­ла­ет; Он да­ет обес­пе­че­ние, ко­то­рое по­мо­га­ет нам.  Не на­ше хо­ж­де­ние или об­ще­ние де­ла­ет нас дос­той­ны­ми быть в Его при­сут­ст­вии, но “ес­ли мы хо­дим во све­те ... кровь Ии­су­са Хри­ста Сы­на Его очи­ща­ет нас от вся­ко­го гре­ха”.

Все это лишь не­боль­шой фраг­мент уче­ния этих сти­хов. Да­вай­те сла­вить Бо­га че­рез ве­ру в Его сло­во, и ви­дя как бла­го­да­тью Его “мы та­ко­вы как Сын Его” и “мы бу­дем по­доб­ны Ему”, да­вай­те стре­мить­ся че­рез бла­го­дать  “по­сту­пать так, как Он по­сту­пал”, хо­дить во све­те, с пол­ной бла­го­дар­но­стью ис­по­ве­до­вать слав­ное дей­ст­вие кро­ви, ко­то­рая очи­ща­ет, и яв­ля­ет­ся при­ме­ром пол­но­го ос­вя­ще­ния, ко­то­рое мы име­ем во Хри­сте Ии­су­се.

Близ­кое об­раз­но­му ис­поль­зо­ва­нию сло­ва “хо­ж­де­ние” упот­реб­ля­ет­ся сло­во anastrophee  “по­ве­де­ние” (“об­раз жиз­ни”). В со­вре­мен­ном язы­ке это сло­во еще ис­поль­зу­ет­ся по от­но­ше­нию к близ­ко­му, ин­тим­но­му раз­го­во­ру, об­ме­ну мыс­ля­ми, рас­су­ж­де­ни­ям, но ес­ли кто-ни­будь за­хо­чет уточнить смысл слова и от­кро­ет стан­дарт­ный сло­варь, то уви­дит, что эти зна­че­ния за­ни­ма­ют са­мое по­след­нее ме­сто.

На са­мом по­след­нем мес­те сто­ит ”близ­кий раз­го­вор”. По­это­му, ко­гда Па­вел го­во­рит о на­шем “об­ра­зе жиз­ни” он от­но­сит его к “хо­ж­де­нию”, но не к раз­го­во­ру. Да­же су­ще­ст­ву­ют та­кие по­сло­ви­цы:

 

“Сло­ва  во время важного де­ла ос­ту­жа­ют пыл”

“Твои слова так шум­ны, что я не слы­шу дел твоих”

“Де­ло го­во­рит гром­че слов”

 

Сло­во depek оз­на­чаю­щие об­раз жиз­ни” пе­ре­ве­де­но в Си­но­даль­ном как “путь”:

 

“Пря­мой путь” (Пс.36:14)

“Кто на­блю­да­ет за пу­тем сво­им” (Пс.49:23).

 

В LXX в Псал­ме 37-ом сло­во deр встре­ча­ет­ся 5 раз:

 

“Пре­дай Гос­по­ду путь твой” (36:7)

“Не рев­нуй ус­пе­ваю­ще­му в пу­ти сво­ем” (36:5)

“Прон­зить иду­щих пря­мым пу­тем” (36:14)

“И не бла­го­во­лит к пу­ти его” (36::23)

“Дер­жись Пу­ти Его” (36:34)

 

В Пс.50:23 “На­прав­ля­ет путь свой”

 

Упо­ми­на­ние сло­во­со­че­та­ние “об­раз жиз­ни” в Н.З. ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся по­сла­ния­ми и им пе­ре­во­дят­ся та­кие гре­че­ские сло­ва как: anastrophe, anasttreph, tropos, ко­то­рые оз­на­ча­ют, пре­ж­де все­го “боль­шие спо­соб­но­сти”, не­же­ли при­выч­ки. В до­пол­не­ние Ме­ди­аль­ный, Пас­сив­ный за­лог anastrepho упо­ми­на­ет­ся так­же ши­ро­ко и ис­поль­зу­ет­ся как по­ве­де­ние, жизнь, путь. Tropos  ино­гда пе­ре­ве­де­но как ма­не­ра, сред­ст­ва, путь. В Га­ла­тах Па­вел ссы­ла­ет­ся на дни, пред­ше­ст­вую­щие его об­ра­ще­нию, го­во­ря: “Вы слы­ша­ли о мо­ем об­ра­зе жиз­ни не­ко­гда в иу­дей­ст­ве” (1:13) и тут же, про­дол­жая, он го­во­рит о сво­их де­лах бо­лее чем о раз­го­во­рах, о го­не­нии и опус­то­ше­нии церк­ви Бо­жи­ей и пре­ус­пе­ва­нии в Иу­да­из­ме бо­лее мно­гих его свер­ст­ни­ков, и о том, что он был чрез­мер­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских пре­да­ний (Гал.1:13, 14). В по­сла­нии к Ефе­ся­нам Па­вел на­по­ми­на­ет им о том, что они то­же бы­ли “в про­шлом” (K.J.V.)  как все че­ло­ве­че­ст­во, и что “и мы все не­ко­гда жи­ли в по­хо­тях пло­ти на­шей”. В этом мес­те сло­ва “хо­ди­ли” и “жи­ли” свя­зы­ва­ют вме­сте про­шлое Иу­де­ев и Языч­ни­ков на­столь­ко, на­сколь­ко (свя­за­но) со­от­но­сит­ся их “жизнь” и “хо­ж­де­ние”:

 

А| в ко­то­рых (en hais)              А/ сре­ди ко­то­рых (en hais)

   В| вы не­ко­гда                            В/ и мы все не­ко­гда

      С| хо­ди­ли                                  С/ жи­ли

         D|  как ми­ру                               D/ в пло­ти

            Е| в сы­нах про­тив­ле­ния            Е/ и бы­ли ча­да­ми гне­ва

 

Апо­стол воз­вра­ща­ет­ся к это­му “преж­не­му об­ра­зу жиз­ни” в Еф.4:22 в этот раз свя­зы­вая его с вет­хим че­ло­ве­ком” про­ти­во­пос­тав­ле­но его но­во­му че­ло­ве­ку и его де­лам, бла­го­сло­вен­ным по­след­ст­ви­ям об­нов­лен­но­го  ума и ре­зуль­та­там, ни боль­ше ни мень­ше, но­во­го тво­ре­ния (22-25). Ко­гда мы  со­зер­ца­ем опус­то­шен­ность, су­ет­ность, раз­ла­гаю­щее влия­ние преж­не­го об­раза жиз­ни будь то, “об­раз жиз­ни в иу­дей­ст­ве”, или  преж­нее по­ве­де­ние вет­хо­го че­ло­ве­ка  (Гал.1:13, 4:22,2:2) или “су­ет­ная жизнь” в 1Пт.1:18. Как здо­ро­во чи­тать о “кон­це” или “ис­хо­де” ве­ры и об­раза жиз­ни тех, ко­му зву­чит по­хва­ла в Евр.13:7;8. Для апо­сто­ла ред­кость по­бу­ж­дать чи­та­те­ля по­сле­до­вать ве­ре дру­гих, но здесь слав­ное ис­клю­че­ние. У нас нет ос­но­ва­ний для стра­ха в сле­до­ва­нии за ве­рой ко­го-ли­бо, ес­ли мы при­зна­ем, что “ис­ход” или “ко­нец” их об­раза жиз­ни и по­ве­де­ния это:

 

“Ии­сус Хри­стос вче­ра и се­го­дня и во­ве­ки Тот же” (Евр.13:8).

 

Ста­рый за­вет Евр.8:13, Пер­во­свя­щен­ст­во, Жерт­ва и ски­ния бы­ли про­об­ра­за­ми и те­ня­ми (все­го лишь) все, что долж­но быть от­став­ле­но; но в это же вре­мя мож­но ска­зать: “Ты пре­бы­ва­ешь”, “Ии­сус Хри­стос тот же”, это бо­лее чем хо­ро­шо, эта сла­ва пре­вос­ход­ней­шая.

Ка­ким бу­дет воз­дей­ст­вие на тех, кто нау­ча­ет­ся из Пи­са­ния о при­бли­жаю­щем­ся кон­це нынешней сис­те­мы  вещей (Евр.1:11,12) о том, что не­бо про­хо­дит и зем­ля с ее де­ла­ми сго­рит? Да­вай­те пре­дос­та­вим от­ве­тить Пет­ру:

 

“Ес­ли же все это бу­дет раз­ру­ше­но, то ка­ковыми  долж­но быть вам в свя­том по­ве­де­нии и бла­го­чес­тии... По­это­му, воз­люб­лен­ные, ожи­дая это, по­ста­рай­тесь, что­бы Он на­шел вас без пят­на и по­ро­ка” (2Пт.3:11, 14)

 

Ес­ли мы об­ра­тим­ся к дру­гим сло­вам пе­ре­ве­ден­ным как “жизнь” “по­ве­де­ние”, “об­раз жиз­ни”, мы за­ме­тим, пре­ж­де все­го, что эти сло­ва, та­кие как politeo, politeuma  и по­хо­жие на них ис­хо­дят от од­но­го гре­че­ско­го сло­ва  polis оз­на­чаю­ще­го го­род.

 

“Гра­ж­да­нин (polites) не­ма­ло­важ­но­го го­ро­да (polis)” (Дн.21:39)

“Я за боль­шие день­ги при­об­рел гра­ж­дан­ст­во (politeia)” (Дн.22:28).

 

Это же сло­во politeia пе­ре­ве­де­но в Ефес.2:12 как “об­ще­ст­во”. Мы языч­ни­ки были чужды за­ве­тов,  бы­ли от­чу­ж­де­ны от об­ще­ст­ва Из­ра­иль­ско­го, но в Фил.3:20 Павел го­во­рит нам, что мы ни­че­го не по­те­ря­ли, но при­об­ре­ли (на­мно­го) боль­шее, ибо на­ше гражданские пра­ва “на не­бе­сах”.

Некоторые, кто учат из Еф.2:12 утверждают, что апо­стол имел в ви­ду, что Ефе­ся­не, хо­тя они не име­ли мес­та в гра­ж­дан­ст­ве Из­раи­ля, те­перь име­ют это, вво­дя в за­блу­ж­де­ние сво­их чи­та­те­лей. Цер­ковь домоуправления Тай­ны не име­ет мес­та в за­ве­тах об­ще­ст­ва Из­ра­иль­ско­го, ее гра­ж­дан­ст­во там, где Хри­стос вос­се­да­ет пре­вы­ше всех не­бес”. Сно­ва чи­та­тель мо­жет за­ме­тить, что эти два сло­ва пе­ре­ве­ден­ные как “чу­ж­дые” в Еф.2:12 и в Еф.4:18 яв­ля­ют­ся оди­на­ко­вы­ми.

МЫ нау­ча­ем­ся из Дн.16:12, что Фи­лип­пы бы­ли ко­ло­ни­ей, пол­ное рим­ское на­зва­ние ко­то­рой бы­ло: “ко­ло­ния Ав­гу­ста, Юлия Фи­лип­па”, как вид­но на мо­не­те Бри­тан­ско­го му­зея. Рим­ская им­пе­рия бы­ла по­до­би­ем Ри­ма, и имен­но в Фи­лип­пах Па­вел про­воз­гла­сил при­ви­ле­гию Рим­ско­го гра­ж­дан­ст­ва. Рим раз­де­лял мир на два клас­са: “гра­ж­да­не” и “при­шель­цы”, т.е. те, кто жил в Ита­лии бы­ли гра­ж­да­на­ми.

 

“Го­род мог быть пе­ре­не­сен, как это часто и про­исходило, в раз­лич­ные час­ти им­пе­рии и вос­про­из­во­дил­ся как ко­ло­ния или ино­стран­ный го­род мог быть усы­нов­ля­ем, под на­зва­ни­ем  municipium. Жители ко­ло­нии имели привилегию быть гра­ж­дан­ами от рождения, а municipium при­ви­вались к гра­ж­дан­ст­ву”.

Ко­ло­ни­сты ­хо­ди­ли, гор­дя­сь своим Рим­ским гра­ж­данством, будучи представителями Рима в цен­тре чу­ж­до­го на­се­ле­ния.  Ка­ж­дый пу­те­ше­ст­вен­ник, ко­то­рый про­ез­жал ко­ло­нию ви­дел там зна­ки от­ли­чия Ри­ма. Он слы­шал ла­тынь и был дей­ст­ви­тель­но от­вет­ст­ве­нен пе­ред рим­ским за­ко­ном” (Convey Hanson).

Ка­ж­дый ве­рую­щий в Фи­лип­пах, ко­гда он чи­тал сло­ва на­ша politeuma на не­бе­сах” осоз­на­вал, что име­ет в ви­ду апо­стол. Точ­но так­же, как Фи­ли­пий­ские гра­ж­да­не, хо­тя и очень далеко от Ри­ма, все же жи­ли, на­сколь­ко это воз­мож­но как рим­ля­не, так­же как ве­рую­щий, да­ле­кий от сво­его не­бес­но­го го­ро­да, жи­вет здесь на земле как “гра­ж­да­нин не­ма­ло­важ­но­го го­ро­да”.

В од­ном из пе­ре­во­дов в тек­сте да­ется сно­ска на это сло­во “гра­ж­дан­ст­во”: “об­ще­ст­во”.

Это гра­ж­дан­ст­во, го­во­рит Па­вел “находится” на не­бе­сах. Гла­гол eimi “быть” здесь не ис­поль­зу­ет­ся. Ис­поль­зу­ет­ся бо­лее пол­ное, бо­га­тое по смыс­лу сло­во huparcho. Оно оз­на­ча­ет соб­ст­вен­ное вла­де­ние, ус­той­чи­вое, не­смот­ря на чрез­вы­чай­ные из­ме­не­ния об­стоя­тельств. Два упо­ми­на­ния huparcho в Фи­лип­пин­цах долж­ны быть про­чи­та­ны вме­сте.

 (1) бу­ду­чи в об­ра­зе Бо­жи­ем Хри­стос про­шел от сла­вы до край­не­го уни­чи­же­ния смер­ти на кре­сте, и все же, Он не по­те­рял то, что бы­ло ус­той­чи­вым Его вла­де­ни­ем (Фил.2:6).

(2) от­но­си­тель­но ве­рую­ще­го, ко­то­рый был пер­во­на­чаль­но из­бран к это­му выш­не­му по­ло­же­нию, как гра­ж­да­ни­на са­мо­го не­ба, чье гра­ж­дан­ст­во про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать, как не­из­мен­ный факт, да­же, не­смот­ря на то, что на вре­мя ве­рую­щий мо­жет быть в пло­ти, в ми­ре, ок­ру­жен­ным не­мо­щью. И гра­ж­дан­ст­во так­же по­ис­ти­не на не­бе­сах, да­же при том, что он мо­жет и не быть там, так­же как Рим­ские гра­ж­дан­ст­во су­ще­ст­во­ва­ло в Фи­лип­пах, хо­тя ме­ж­ду ни­ми ле­жа­ли мно­гие ми­ли, мо­ря и зем­ли.

Нуж­но от­ме­тить, что гре­че­ское сло­во ouranois сто­ит во мно­же­ст­вен­ном чис­ле: “не­бе­са”. Сло­ва пе­ре­ве­ден­ные “от­ку­да” ek hoi  един­ст­вен­но­го чис­ла и мо­гут от­но­сит­ся толь­ко к politeuma “гра­ж­дан­ст­ву”. Из это­го не­бес­но­го об­ще­ст­ва-гражданства мы ожи­да­ем Спа­си­те­ля.

В этом по­сла­нии вве­де­на па­рал­лель ме­ж­ду Фил.2:6,7 и 3:20, 21 вы­яв­ляе­мая сло­ва­ми “бу­ду­чи”, “об­ра­зом”, “по ви­ду” и “уни­чи­жил”. Хри­стос изначально и всегда является об­ра­зом Бо­га, гра­ж­дан­ст­во ве­рую­ще­го пре­бы­ва­ет изначально на не­бесах. Это ус­той­чи­вое по­ло­же­ние вы­ра­же­но словом huparcho (бу­ду­чи), Хри­стос являясь “об­ра­зом” Бо­га, взял на Се­бя “об­раз” слу­ги. Ве­рую­щий же­ла­ет быть упо­доб­лен­ным в Его смер­ти и смот­рит в бу­ду­щее на те­ло, ко­то­рое бу­дет пре­об­ра­же­но по об­разу Его слав­ного те­ла. Здесь применено слово morphe (образ, форма). А когда говорится, что Хри­стос был в образе че­ло­ве­ка и о том, что пре­об­ра­же­ние ве­рую­ще­го при­даст ему но­вый об­раз, то здесь применено гре­че­ское сло­во  schema (ви­д, схема). Хри­стос уни­зил Се­бя, и ве­рую­щий, который отождествлен с Ним в Его смер­ти осоз­нает, что име­ет те­ло “уни­чи­же­ния”. Это вы­ра­же­но че­рез гре­че­ское сло­во  tapeikosis. По­доб­но Ему в уни­чи­же­нии, по­доб­но Ему во сла­ве. Это осу­ще­ст­в­ле­ние же­ла­ния Пав­ла о дос­ти­же­нии Вос­кре­се­ния ( здесь применено осо­бое сло­во, которое упот­реб­ля­ет­ся  толь­ко в по­сла­нии к Фи­лип­пин­цам ekanastasis) и по­лу­чить на­гра­ду. На­ше хо­ж­де­ние и на­ше по­ве­де­ние” бу­дет от­ра­жать на­ше при­зва­ние, сфе­ру на­ше­го бла­го­сло­ве­ния, на­ше­го от­но­ше­ния ко Хри­сту и на­ше­го при­ня­тия не­за­слу­жен­ной бла­го­да­ти. На­ше по­ве­де­ние бу­дет яв­лять Но­во­го че­ло­ве­ка и яв­ля­ет­ся та­ким, каково оно у тех, кто спа­сен бла­го­да­тью и пре­допределен быть пре­об­ра­жен­ны­ми по об­ра­зу Бо­жие­го Сы­на.

 

© Перевод., 1997

  hisbody@yandex.ru

http://mgoll.narod.ru

 

 

Hosted by uCoz