Путь.
Христианство уподоблено в Писании
пути. В обычном языке слово “путь” имеет следующие оттенки значений:
а) Дорога или тропа; “по дороге”
(Мф.21:8)
б) Ходьба, передвижение, путешествие;
“благоустроит путь твой” (Быт.24:40).
в) Направление (букв. “курс”) жизни; “на пути грешные”
(Пс.1:1,6)
г) Воля Бога; “прямым путем”
(Быт.24:27)
д) Любая форма
веры; “учение, называемое ересью” (Н.П. “на Пути, который называют
ересью” Дн. 24:14).
Уже в 3-ей главе
Бытия мы видим, что “путь к дереву” охранялся пламенеющим
мечем и символически страховался херувимом. От двери Едемского сада начинался путь, который проходит в
низких долинах, через величественные высоты, в пустыни, через густонаселенные
города, зачастую в палатках. Путники содержались под законом, под
благодатью, и вот в Откровении длинный путь завершен. Описание, которое
дается этому пути в Писании акцентирует наше внимание на суть этой
дороги, ее конечной цели. Одним из ободряющих последствий перемещения
с пути смерти является то, что это одновременно приводит к осознанию
того, что есть план веков, и что предвидится конец (1Кор.15:24-28). Здесь
можно привести некоторые имена этого Пути в Писании: Путь Истины
(Пс.118:29;30), противопоставленный Пути лжи; Путь Его Заповедей
(118:32); Путь Непорочности (Пс.17:31); Путь Святой (Ис.35:8); Путь Правды
(Пр.16:31), Путь Мира (Ис.59:8, Ри.3:17). Для человека невозможно открыть
этот путь без Божественного руководства, света и благодати.
Учение также можно объединить со словом “Путь”.
“Ты истинно пути Божию
учишь” (Мф.22:16).
“Акилла и Прискилла
... точнее объяснили ему путь Господень” (Дн.18:26).
Спаситель использует этот термин по отношению к Себе говоря:
“Я есмь Путь, Истина и Жизнь. Никто
не может придти к Отцу как только через Меня”
(Ин.)
Это образ речи,
называемый Хендиадисом, форма высказывания,
по которой слова Христа можно интерпретировать приблизительно
так: Я есмь живой и истинный Путь. Также в послании
к Евреям сказано, что мы входим “путем новым и живым” (Евр.10:20).
Из ворот Едемского сада исходят два пути: “путь Каинов”
(Быт.4:5, Иуда11) и “путь Авелев” (Евр.11:4). Один
признает необходимость Искупителя, другой осмеливается достигнуть
Бога без обеспечения доступа жертвой. В Септуагинте
в Быт.4:7 намек усиливается: “Согрешил ли ты тем, что неправильно разрезал,
если правильно принес ее (им. в
виду жертву)? В то время как Евангелие есть и должно быть “Евангелием
Бога”, это Евангелие также должно быть “О Его Сыне” (Рим.1:1-4). Христианская
вера в ранние века называлась “Путем”, и из-за него возникало гонение.
Касаясь своей прошлой жизни Павел сказал в
Дн.22:4:
“На этот Путь я воздвигнул смертельное движение” (Дн.22:4).
Путь, по которому
искупленный ходит, обеспечен руководством и защитой. Пока путешествие
не закончиться будут западни, искупления и враги на дороге, но также
как и в прообразных скитаниях по пустыне Израиля,
нам дано полное водительство (1Кор.10:1-12, Евр.3).
Христианство в сущности Путь Странника.
От
названия “путь странника” у тех, кто знает историю и географию Англии
появится в сознании ассоциация с тропой, до сих пор проходимой, около
120 миль длинны, использованной пилигримами в их путешествиях в
Кентербери к гробнице Томаса Векта. Или со сказками
Чосера, или совсем уж близкой к учению Писания непреходящей историей
Джона Буньяна, называемой “Путешествие пилигрима”,
того писателя, чей обелиск до сих пор виден с Банхильских
полей в двух минутах езды от “церкви открытой книги” дом собрания,
который мы верим понравился бы этому Божиему человеку. На греческом это слово “странник”
эквивалентно слову “parepidemos”. Оно составлено из demos
“народ” и суффикса epi “на”. Epidemio
(Дн.2:10, 17:21) переведено как “живущие у них чужестранцы” (см. Новый
перевод). Добавленная приставка para в слове
“странник”, предполагает, что кто-то находится вблизи, но не является
частью компании, в которую привел его путь. Он мог вместе с Буньяном быть вынужден пройти через ярмарку Суеты”,
отказывая себе в пустых предложениях удовольствий. Слово “странник”
встречается 3 раза в Н.З.
“Они ... исповедали, что они чужие и пришельцы на земле”
(Евр.11:13)
“ ... Пришельцы в рассеянии ... В Асии"
(1Пт.1:1, 2:11)
“Как странников и пришельцев,
удаляться от плотских похотей” (1Пт.2:11)).
Два слова perikos и parademos мы находим
в Бытии в греческом переводе (Септуагинте.),
где Авраам договаривался о месте для погребения, исповедал перед
сынами Хетовыми.
“Я у вас поселенец и пришелец” (Быт.23:4).
Еще более замечательное место, где еще раз эти два слова
встречается в Септуагинте это Пс.39:12.
“Ибо я странник у Тебя пришелец, как все отцы мои” (в Септуагинте “я странник на земле”).
Еврейское
слово ger “странник” означает (W. Kay) личность
“полностью зависимую от крова и пищи, без прав собственности, бессрочный
арендатор”. Слова в Псалме 39 “у Тебя” и “у Меня” открывают чудесную
дорогу истине. Бог, говоря об Израиле, использовал в книге Левит
25:23 слова, которые относились к Нему Самому:
“вы пришельцы и поселенцы у Меня”.
Впоследствии мы читаем, что “небеса”, ограниченные сейчас уподоблены
“шатру”, которые предназначены для жилья Бога в нем (Ис. 40:22). Пока не придет срок по плану веков Сам Бог не участвует в домостроительстве искупленного народа. От падения Адама
даже Сам Бог, (мы можем это с благоговением сказать),
ожидает близкого дня славы. Он будет обитать в скинии (палатке); Его
место обитания будет перемещаться именно так, как это было во все дни
скитаний по пустыне Израильского народа. Мы все странники, но мы
идем не одни.
“Во всякой скорби Он не оставлял их, и Ангел лица Его
спасал их” (Ис.63:9).
Отношения
Авраама, Исаака, Иакова, как описано в Евр.11 -ой главе, отношение
Израиля, как описано во Второзаконии 2:26-28, слова и термины в
Еф.2:19 достаточно полно освещают суть странствования, и облегчают
понимание всем, кто верит в то, что наше призвание “не от мира сего”. Это
содержится по существу в словах: “Мы не имеем здесь постоянного града,
но ищем будущего” (Евр.13:14).
И это действительно
для всех искупленных любого призвания и сферы благословения. Авраам
“обитал” даже в земле обетованной как в “чужой стране” (11:16) и эти мужи
веры умерли без полного осуществления обетовании, данный им, при
этой жизни. Хотя при этом они приняли их, уверовали в них, и своим отношением
исповедали, что они странники и пришельцы, идущие к наследству,
ожидающему их в будущем. Они искали лучшую страну и сопротивлялись всем
искушениям повернуть назад. Нам, как странникам, проходящим через
мир, предписывается:
“Если возможно с вашей стороны будьте в мире со всеми
людьми” (Рим.12:18).
Во Второзаконии
2:27 говорится о просьбе “пройти” и при этом используется слово abar , что означает приблизительно следующие: уехать,
оставить одно место или город (Мх.1:11); быть отчужденным, переехать
в другие земли (Иез.48:14); форма существования; отражает
территорию по ту сторону чего-либо или вдали, и поэтому это слово в
послании к Евреям означает “вне от, по другую сторону”, например:
по ту сторону Евфрата (Иис. Нав. 24:23), а в
случае с Ханааном, например, по ту сторону Иордана (см. версии Броуна,
Ривера, Бриаса).
Во второй главе
послания к Ефесянам говорится о положении
язычников по плоти, как отчужденных от общества Израильского,
странников чуждых заветов обещания. Но с разрушением стены, стоявшей
посреди, был сотворен Новый человек и язычники, которые одно время
были далеки, больше (ЕФ.2:18) не чужие и не пришельцы, но сограждане
святым и свои Богу. И также как Аврааму, который видел пред собой небесный
город, нам дано указание: “ищете горнего, где
Христос сидит одесную Богу” (Кол.3:1-4). Описывая образ странников Павел в 1 Кор.7:29-31 подытоживает так:
“Я вам сказываю братия, что время уже коротко так, что
имеющие жен должны быть как немеющие. И плачущие, как неплачущие;
и радующиеся, как нерадующиеся: и покупающие
как непокупающие, и пользующиеся миром сим,
как непользуещиеся; потому что проходит образ
мира сего” (1Кор. 7:20-31).
Мофат так переводит
31 стих: “Пусть те, кто вращается в мире живет как те, кто не пользуется
им”. Это перекликается со словами из Второзакония 2:5,9,19 “не начинай”.
Мы сражаемся не против крови и плоти (Еф.6:12). Мы стали странниками,
не потому что мы эксцентричные или чудные, или потому что сами выбрали
быть мезантропами. Мы странники, потому что
мы искуплены от греха и смерти по плану благодати в надежде славы.
Чем-то напоминает эти инструкции, которые мы читаем в Исходе, данные
относительно того, как нужно есть Пасху.
“Есть же его (агнца) так: пусть будут чресла ваши препоясаны,
обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с
поспешностью” (Исх.12:11).
Слово “поспешность”
означает быть в “тревоге” в “спешке” или “смятении” (2Цар.4:4; Пс. 47:6). Путь странника ведет через пустыню этого
мира, и в то время, как хлеб, вода, руководство
и защита гарантированы, все же можно ожидать врагов. Но нужно ожидать
и искупления, особенно искупления, ожидать с верой и терпением как
те, кто “видят Того, Который Невидим”, Все эти
особенности изложены в скитаниях сынов Израильских, длившихся сорок
лет, и записаны, как пример, для верующих. В послании к Евреям особенно
в 3-ей главе и 4-ой указывается на этот опыт и это указание по структуре послания
уравновешено с главой о вере (Евр.11).
Теперь необходимо
перейти от слова “путь” к слову “хождение”, которые дополняют друг
друга. Без правильного “хождения”, “путь” останется лишь просто словом.
“Вот путь, идите по нему” (Ис.30:21).
Хождение
Вне употребления
в Библии, слово “ходить” означает не только “ходить пешком”, но и образ
жизни.
Пять слов переведены
как хождение” в Новом Завете: peripateo, poreuo, stoicheo, dierchomai и orthopodeo.
Peripateo встречается
больше всего в Новом Завете. В одном упоминании, где прибавлена к нему
приставка ем, оно используется
по отношению к Богу “Вселюсь в них и буду ходить
в них” (2Кор.6:16). Очевидно, что здесь имеется в виду общность, также
как у Амоса в 3-ей главе в 3-ем стихе: “Пойдут ли
двое вместе, не сговорившись между собою”.
Второе из них
poreuo, означает “ходить по следам”.
Четвертое
слово dierchomai означает “идти”, пересекать
или проходить “через”.
И пятое orthopodeo находится в Гал.2:14: “поступать прямо”,
“ходить правильно”.
В то время
как каждое слово имеет свой вклад, все-таки основная смысловая нагрузка
в учении ложиться на слово peripateo. Слова “ходить”
(“поступать”) в Ветхом Завете (в Сиптуагинте) используется
в Лев.26:3, Втор.8:19, Пс.118:27, 33, 1Цар.10:31, Мк.7:5:
поступать по
уставам Моим,
ходить в Законе
Господа
пойдешь вслед
других богов
“зачем ученики
твои не поступают по преданию старцев но
нечистыми руками едят хлеб...”.
Нельзя не
сравнить ту серьезность с которой Ветхий Завет
относится к еде немытыми руками и более простое отношение к этому в Марке.
Слово имеет
следующие значения: идти, образ жизни, обычай, соблюдение. В Евангелии
от Иоанна, когда некоторые ученики отвратились
прочь, от учения Господа, говоря: “какие странные слова! Кто может это
слушать?” Мы читаем: “С того времени многие из учеников Его отошли от
Него и уже не ходили с Ним” (Ио.6:60,66).
Есть еще упоминания
этого слова в сочетании со словом “ходить:
ходить |
во
тьме (Ио.8:12 при свете
Ио.11:9, 10 днем
Ио.12:35 в Дн. встречается в обвинении |
Кроме всего
прочего, Господь учил народ ходить вслед обычаям и соблюдении
Закона (Дн.21:21). В посланиях мы найдем более
образное использование значения этого слова. Существуют 42
места, где оно встречается в переносном смысле, кроме двух: 1Кор.1:17,
2Кор.10:3.
“Ходить в обновленной жизни” (Рим.6:4)
“Живущих не по плоти, но по духу”
(Рим.8:4)
“Будем вести себя благочинно” (Рим.13:13)
“То ты уже не по любви поступаешь” (Рим.14:15).
Здесь обновление
жизни объясняется каждым последующим упоминанием. Оно не по плоти,
не в пиршестве и пьянстве, и оно не угодно Богу, если оно не по любви.
Оно должно быть “благочинным”, “по духу”, “как днем”. Раскрытие темы
очевидно.
“Ибо вы еще плотские, ибо, поскольку между вами
ревность и ссоры - не плотские ли вы и не по человечеству ли поступаете”
(1Кор.3:3)
“Но мы отвергли то, что скрывается из-за стыда, не поступая
с хитростью” (2Кор.4:2)
“Ибо мы ходим верою, а не видением” (2Кор.5:7)
“Думающим о нас, будто мы поступаем
по плоти” (2Кор.10:2;3)
“Не в одном ли духе мы ходим?” (2Кор.12:18).
В то время
как человечество обречено изначально ходить в
этой жизни в плоти (Павел тоже), несмотря на это, он “ходил не по плоти,
и не по человечеству”.
“Хождение”
в посланиях.
“Поступайте по духу и вы не будете
исполнять вожделения плоти” (Гал.5:16).
“В который и вы некогда жили
так, как свойственно нынешнему веку” (Еф.2:20)
“Созданы во Христе Иисусе на
добрые дела, в которых Бог предназначил нам ходить” (Еф.2)
“Итак, призываю вас я ... ходить достойно призвания”
(Еф.4:1)
“Чтобы вы больше не поступали, как поступают язычники”
(Еф.4:17)
“Итак ... ходите в любви, как Христос возлюбил вас”
(Еф.5:7).
“Поступайте, как дети света” (Еф.5:7)
“Смотрите на тех, которые поступают по тому примеру,
какой вы имеете в нас” (Фил.3:17)
“Ибо многие ... поступают как враги” (Фил.3:18)
“Так, чтобы поступать достойно Господа” (Фил.1:10)
“Потому, как приняли Христа Иисуса Господа, так и
ходите в Нем” (Фил.2:6)
“Со внешними поступайте мудро”
(Фил.3:7).
“Чтобы жить (“ходить”) вам достойно Бога” (1Фес. 2:12)
“Как должно вам и угождать Богу” (1Фес.4:1)
“Чтобы вы удалялись от всякого брата поступающего
бесчинно” (1Фес.3:1)
“Ибо хорошо, чтобы сердца укреплялись благодатью,
а не яствами, от которых предавшиеся им не получили никакой пользы”
(Евр.13:9)
“Противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев”
(1Пт.5:8)
“Если говорим, что имеем общение, я ходим во тьме,
мы лжем и не поступаем по истине, если ходим во свете, как Он Сам ... то имеем” (1Ио.1:6)
”Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен и сам поступать
так, как Он поступал” (1Ио.2:6)
“А, кто ненавидит брата своего, тот во тьме и ходит во
тьме” (1Ио.2:11)
Я возрадовался,
что среди детей Твоих нашел ходящих в истине”
(Ио.2:11)
“И любовь в том, чтобы поступали по Его заповедям”
(2Ио.4-6)
“Это заповедь ... чтобы мы поступали по ней” (3Ио.3:4)
Давайте исследуем
упоминания в Ефесянам более подробно. Первое
что мы заметим, все послание построено так, что все вращается вокруг
стержневого слова “достойно” (Еф.4:1). Оно находится на границе
между славной доктринальной частью первых 3-ех глав и 3-мя главы практической
части. В доктринальной части показано два хождения: одно - ветхой природы,
другое - новой. Ветхое хождение описано довольно подробно; оно
упоминается и в доктринальной и в практической части, но новое хождение
описано только в практической части. Как и прежде тут даются в контрасте
Новая и Ветхая природы.
Новая:
“Поступайте
достойно звания ... со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением”
(Еф.4:1,2)
Ветхая:
“Чтобы
вы не поступали, как поступают язычники в суетности ума своего”
(4:17)
Структура этой
темы помогает понять ее развитие и взаимосвязь
А 2:2 Ветхая
природа В 2:10 Новое творение С 4:1 Основной стержень: Достойно В 4:1
Новое творение А 4:17 Ветхое творение |
Ходите в любви (5:2) Ходите как чада света (5:8) Ходите осторожно (5:15) |
Это еще не
все. Троекратное “Ходите” (Еф.5:2, 8и 15) предшествует троекратному
разделению общества, в котором хождение должно быть явлено. Вышнее,
небесное учение с1-ой по 3-ю главы Ефесянам выражено
в служении каждодневной жизнью, следующим образом:
1.Женами и
мужьями
2.Детьми и родителями
3.Слугами и
господами
Перед тем как
начинается рассмотрение “подчинения” жен мужьям, мы читаем следующий
итог:
“Подчиняясь Друг Другу в Страхе
Божием (Еф.5:”1).
Слово hupotaso переведенное “подчиняясь” буквально произошло
от слова taxis (ответная реакция организма) и
tagma .
“Так и в воскресении,
каждый в своем порядке”. В 1Кор.15:23, а также чуть выше, употреблено
слово “tagma”, которое используется по отношению
к группе солдат, когорте, легиону. Полевой маршал “подчиняется” своему
Монарху, т.к. тот занимает более высокую должность, настолько же (а
может быть и в большей степени), насколько рядовой солдат подчиняется
более высокому чину. Здесь нет намека на раболепство, и нет ничего постыдного в принятии обоих
должностей. Муж поставлен в более высоком чине по отношению к жене Богом также, как жена “подчинена” своему мужу. Но оба имеют
честь и ответственность представлять в своих отношениях образ более
высокого, более полного единения Христа и Его Церкви. Какая женщина,
будучи в здравом уме будет говорить, что она не будет подчиняться мужу,
в то время как он исполняет условия Ефесянам
5:12, и любит свою жену, “как Христос возлюбил Церковь, и предал Себя
за нее”?
Нужно отметить,
что слово “слушаться”, которое применено Апостолом к детям Еф.6:1 и к слугам,
отличается от того, которое относится к женам. Многие люди по своей глупости
привносят эти слова в семейное служение, а затем непрестанно спорят
о том, что оно означает, и как оно связано с подчинением жен.
“Впрочем, братья мои, радуйтесь в Господе, Писать вам
для меня не тягостно, а вам служит к утверждению” (Флп.3).
Далее мы предлагаем рассмотреть учение
1-го послания Иоанна, которое показывает:
1) безусловность
(или ответственность) и
2) постепенность
освящения.
Он, Христос
является Центром всех намерений Божией благодати:
Он есть Автор, Совершитель, Цель. Мы уже видели связь между воскресением
и освящением. Подобие воскресения Господа, осуществленное в нас, и
есть наше освящение. Важность этого вопроса необходимо осознать не только в тот
день, когда мы удовлетворимся пробуждением в Его подобии, а также
во время нашего пребывания здесь,
Давайте кратко
рассмотрим, как происходит освящение. “Если мы ходим во свете, как Он “во свете”, потому что “Бог есть свет и
нет в Нем никакой тьмы”. Наш Господь стоит в полном свечении славы Шехины. Он там не только по праву Своей
Божественности, но и из-за совершенства Его искупительной работы.
Ничто кроме абсолютной праведности и совершенной святости не может
выдержать свет, в котором пребывает наш великий Заступник.
Несмотря на
немощи и слабости верующего, через искупление он получает этот
свет, и это определяет наше положение во Христе.
1Ин.2:29 говорит
нам, что “Он праведен”. 1Ин.3:3 говорит, что “Он чист”, и это связано со
словами “Он есть свет”. 1Ин.1:7 начинается словами “если же”, чем вводится
условие. Перед тем как мы рассмотрим аспект условия, давайте обратимся
к стихам, которые являют абсолютную природу освящения верующего
во “Христе”.
“Любовь достигла с нами такого совершенства, что
мы имеем дерзновение в день суда, потому что каков Он, таковы и мы в
этом мире” (1Ио.4:17).
Божия к нам любовь
является предметом рассматриваемого стиха. Слова переведенное
как “что” встречается на протяжении
всего послания. В этой же самой главе они переведены как “по тому “
(1, 3), “в том” (10, 9), к чему апостол относит это слово в 17-ом стихе?
Имеет ли он в виду, что Божия любовь совершилась
в том, что верующие имеют дерзновение в день суда? Да, и все же нет,
т.к. это всего лишь часть славной цели. Мы верим, что этот стих нужно читать
следующим образом:
В том любовь
в нас совершилась (для того, чтобы мы имели дерзновение в день суда),
что мы как Он в этом мире.
“Любовь совершилась”
в том, что верующий во Христа как Он Сам. Бог не
знает более высокой цели для вечности, чем та, что верующий будет как Его Господь; и
когда наши тела уничижения изменяться на тела подобные тому телу
Господа, тогда совершенная любовь достигнет цели.
“Какая благодать,
в которой мы стоим! Каждый верующий равно совершенен во Христе. Немощный
равно, как и сильный, младенец, как и возросший, все отождествлены
и все вместе усовершены в Нем. Здесь нет “если”. Ни от чего так не зависит
нашего хождение, как от освещения. Результаты обязательно последуют.
Они не предшествуют освящению: “Тот, кто праведен (во Христе) говорит
правду (результаты)”.
“Каков Он - таковы и мы” (1Ио.4:17)
“Мы будем подобны Ему” (3:2)
“Когда Он будет явлен, мы будем подобны Ему”.
Опять мы имеем
дело с тем, что абсолютно. “Мы будем подобны Ему
и совершенная любовь будет доведена до своей цели. Можно ли лучше
понять причину, почему Апостол вводит этот удивительный вопрос словами:
“Смотрите какую любовь”. Каковы же результаты
этого славного положения? Каждый “И всякий имеющий эту надежду на
Него, очищает себя подобно Тому, как Он чист” (Ио.3:3).
Многие, кто
читают эти слова, считают, что это естественно означает разрешение
грешить. Они думают, что это основание того, что Бог провозгласил
именно это. Писание никак не скрывает факт, что будет с теми, кто обращает
“благодать Божию в повод к распутству”, но это
никоим образом не меняет отношения утверждаемые
между 2-ым и 3-им стихами 3-ей главы. Рассуждение сердца должны быть
таковы: ” Я как Он благодатью во Христе? Ах, так я могу быть более подобен Ему в практике? Ах, если бы благодатью
быть более подобным Ему сейчас”. Помня 1Ин.4:17
обратимся к 1Ин.2:5, 6. Снова мы прочтем о любви Божией
совершенной, но в этот раз рассматривается условная сторона освящения.
“А кто соблюдает слово Его, в том, воистину любовь Божия совершенна. Из этого мы узнаем, что мы в Нем.
Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен и сам поступать так, как
Он поступал”.
Подтверждение
нашего пребывания в Нем мы получаем на основании “соблюдения слова”.
В то же время нельзя сказать, что соблюдение Слова ставит нас в эту благословенную
сферу или страхует нас, когда мы там находимся.
Сравнение
1Ин.4:17 с 1Ин.2:5;6 показывает, что Божия любовь
к Нам и наша любовь к Богу встречается вместе в Господе Иисусе Христе,
как их великая цель, обе точки направлены к уподоблению Ему. Любовь
верующего к Богу побуждает его искать большего соответствия образу
Его возлюбленного Сына; и Божия любовь к Его народу
закрепила как цель это совершенное подобие Христу в
славе Воскресения. Заметьте, что этот стих не говорит “Мы должны быть
как Он”, но он говорит: “Мы должны ходить, как Он”. Многие доходят до
всякого рода крайностей в своем стремлении “ходить так, как Он ходил”,
забывая, что также должен быть включен 1Ин.1:7, и что мы более не знаем
Христа по плоти. 1Ин.1:7 говорит о хождении во
свете. Так Господь Иисус всегда ходил в то время,
как Он был здесь на земле.
В самом присутствии
Бога во свете самого Святого; какое убедительное
положение! В каком положении мы можем пребывать! Никакое совершенствование
творения не может привести туда. Любая попытка забраться на эти высоты
святости путем совершенствования закончится лишь неудачей. Что же
гарантирует нам дерзновение “ходить во свете”?
“Каков Он, таковы
и мы”. Говорится ли здесь о безгрешном совершенстве? Нет! Если мы говорим,
что не имеем греха, то обманываем самих себя. Если говорим, что мы
не согрешили, то представляем Бога лживым. Мы привлечены близко к
присутствию Господа не через покрытие грехов или самовнушение, что
мы лишены греха. Нет! Это возможно через чудную “благодать”, которой
Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, которая
сделала нас способными участвовать в жребии святых во
свете”. Со всеми нашими несовершенствами, которые еще в нас есть,
со всеми нашими грехами, сделанными или не сделанными, мы имеем непосредственную
способность к хождению во свете.
Мы делаем мало
грехов? Нет! Бог должен был бы нас наказывать каждый раз, когда мы совершаем
грех. Но Бог этого не делает; Он дает обеспечение, которое помогает
нам. Не наше хождение или общение
делает нас достойными быть в Его присутствии, но “если мы ходим во свете ... кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас
от всякого греха”.
Все это лишь
небольшой фрагмент учения этих стихов. Давайте славить Бога через веру
в Его слово, и видя как благодатью Его “мы таковы как Сын Его” и “мы будем
подобны Ему”, давайте стремиться через благодать “поступать так, как Он поступал”, ходить
во свете, с полной благодарностью исповедовать
славное действие крови, которая очищает, и является примером полного
освящения, которое мы имеем во Христе Иисусе.
Близкое образному
использованию слова “хождение” употребляется слово anastrophee “поведение”
(“образ жизни”). В современном языке это слово еще используется по
отношению к близкому, интимному разговору, обмену мыслями, рассуждениям,
но если кто-нибудь захочет уточнить смысл слова и откроет стандартный
словарь, то увидит, что эти значения занимают самое последнее место.
На самом последнем
месте стоит ”близкий разговор”. Поэтому, когда Павел говорит о нашем
“образе жизни” он относит его к “хождению”, но не к разговору. Даже
существуют такие пословицы:
“Слова во время
важного дела остужают пыл”
“Твои слова так шумны, что я не слышу дел твоих”
“Дело говорит громче слов”
Слово depek означающие образ жизни” переведено в Синодальном
как “путь”:
“Прямой путь” (Пс.36:14)
“Кто наблюдает за путем своим” (Пс.49:23).
В LXX в Псалме
37-ом слово deрeк встречается
5 раз:
“Предай Господу путь твой” (36:7)
“Не ревнуй успевающему в пути
своем” (36:5)
“Пронзить идущих прямым путем”
(36:14)
“И не благоволит к пути его” (36::23)
“Держись Пути Его” (36:34)
В Пс.50:23 “Направляет
путь свой”
Упоминание
словосочетание “образ жизни” в Н.З. ограничивается
посланиями и им переводятся такие греческие слова как: anastrophe, anasttreph, tropos, которые означают, прежде всего “большие
способности”, нежели привычки. В дополнение Медиальный, Пассивный
залог anastrepho упоминается также широко и
используется как поведение, жизнь, путь. Tropos иногда переведено как манера, средства,
путь. В Галатах Павел ссылается на дни, предшествующие
его обращению, говоря: “Вы слышали о моем образе жизни некогда в иудействе”
(1:13) и тут же, продолжая, он говорит о своих делах более чем о разговорах,
о гонении и опустошении церкви Божией и преуспевании
в Иудаизме более многих его сверстников, и о том, что он был чрезмерным
ревнителем отеческих преданий (Гал.1:13, 14). В послании к Ефесянам Павел напоминает им о том, что они тоже были
“в прошлом” (K.J.V.) как все человечество,
и что “и мы все некогда жили в похотях плоти нашей”. В
этом месте слова “ходили” и “жили” связывают вместе прошлое Иудеев
и Язычников настолько, насколько (связано) соотносится их “жизнь” и
“хождение”:
А| в которых (en hais) А/ среди которых (en hais)
В| вы
некогда В/ и мы все некогда
С|
ходили С/ жили
D| как миру D/
в плоти
Е| в сынах противления Е/ и были чадами гнева
Апостол возвращается
к этому “прежнему образу жизни” в Еф.4:22 в этот раз связывая его с ветхим
человеком” противопоставлено его новому человеку и его делам,
благословенным последствиям обновленного ума и результатам, ни больше
ни меньше, нового творения (22-25). Когда мы созерцаем опустошенность, суетность,
разлагающее влияние прежнего образа жизни будь то, “образ жизни в иудействе”,
или прежнее поведение ветхого человека (Гал.1:13, 4:22,2:2) или “суетная жизнь” в
1Пт.1:18. Как здорово читать о “конце” или “исходе” веры и образа жизни
тех, кому звучит похвала в Евр.13:7;8. Для апостола редкость побуждать
читателя последовать вере других, но здесь славное исключение. У
нас нет оснований для страха в следовании за верой кого-либо, если
мы признаем, что “исход” или “конец” их образа жизни и поведения это:
“Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же” (Евр.13:8).
Старый завет
Евр.8:13, Первосвященство, Жертва и скиния были прообразами и тенями
(всего лишь) все, что должно быть отставлено; но в это же время можно
сказать: “Ты пребываешь”, “Иисус Христос тот же”, это более чем хорошо,
эта слава превосходнейшая.
Каким будет
воздействие на тех, кто научается из Писания о приближающемся конце
нынешней системы вещей (Евр.1:11,12) о
том, что небо проходит и земля с ее делами сгорит?
Давайте предоставим ответить Петру:
“Если же все это будет разрушено, то каковыми должно быть вам в святом поведении и благочестии...
Поэтому, возлюбленные, ожидая это, постарайтесь, чтобы Он нашел вас
без пятна и порока” (2Пт.3:11, 14)
Если мы обратимся
к другим словам переведенным как “жизнь” “поведение”,
“образ жизни”, мы заметим, прежде всего, что эти слова, такие как politeo, politeuma и похожие на них исходят от одного греческого
слова polis
означающего город.
“Гражданин (polites) немаловажного
города (polis)” (Дн.21:39)
“Я за большие деньги приобрел гражданство (politeia)” (Дн.22:28).
Это же слово politeia переведено в Ефес.2:12 как “общество”. Мы
язычники были чужды заветов, были
отчуждены от общества Израильского, но в Фил.3:20 Павел говорит нам, что мы ничего не потеряли,
но приобрели (намного) большее, ибо наше гражданские права “на небесах”.
Некоторые, кто
учат из Еф.2:12 утверждают, что апостол имел в виду, что Ефесяне,
хотя они не имели места в гражданстве Израиля, теперь имеют это, вводя
в заблуждение своих читателей. Церковь домоуправления Тайны не имеет
места в заветах общества Израильского, ее гражданство там, где
Христос восседает превыше всех небес”. Снова читатель может заметить,
что эти два слова переведенные как “чуждые” в
Еф.2:12 и в Еф.4:18 являются одинаковыми.
МЫ научаемся
из Дн.16:12, что Филиппы были колонией, полное римское название которой
было: “колония Августа, Юлия Филиппа”, как видно на монете Британского
музея. Римская империя была подобием Рима, и именно в Филиппах Павел
провозгласил привилегию Римского гражданства. Рим разделял мир на
два класса: “граждане” и “пришельцы”, т.е. те, кто жил в Италии были
гражданами.
“Город мог быть перенесен, как это часто и происходило,
в различные части империи и воспроизводился
как колония или иностранный город мог быть усыновляем, под названием municipium. Жители
колонии имели привилегию быть гражданами от рождения, а municipium прививались к гражданству”.
Колонисты ходили, гордясь своим Римским гражданством,
будучи представителями Рима в центре чуждого населения. Каждый путешественник, который проезжал
колонию видел там знаки отличия Рима. Он слышал
латынь и был действительно ответственен перед римским законом” (Convey Hanson).
Каждый верующий
в Филиппах, когда он читал слова наша politeuma на небесах” осознавал, что имеет в виду апостол.
Точно также, как Филипийские
граждане, хотя и очень далеко от Рима, все же жили, насколько это возможно
как римляне, также как верующий, далекий от своего небесного города,
живет здесь на земле как “гражданин немаловажного города”.
В одном из переводов
в тексте дается сноска на это слово “гражданство”: “общество”.
Это гражданство,
говорит Павел “находится” на небесах. Глагол eimi
“быть” здесь не используется. Используется более полное, богатое по
смыслу слово huparcho. Оно означает собственное
владение, устойчивое, несмотря на чрезвычайные изменения обстоятельств.
Два упоминания huparcho в Филиппинцах должны
быть прочитаны вместе.
(1) будучи
в образе Божием Христос прошел от славы до
крайнего уничижения смерти на кресте, и все же, Он не потерял то, что
было устойчивым Его владением (Фил.2:6).
(2) относительно верующего, который
был первоначально избран к этому вышнему положению, как гражданина
самого неба, чье гражданство продолжает существовать, как неизменный
факт, даже, несмотря на то, что на время верующий
может быть в плоти, в мире, окруженным немощью. И гражданство также
поистине на небесах, даже при том, что он может и не быть там, также как Римские гражданство существовало в Филиппах,
хотя между ними лежали многие мили, моря и земли.
Нужно отметить,
что греческое слово ouranois стоит во множественном
числе: “небеса”. Слова переведенные “откуда” ek
hoi единственного
числа и могут относится только к politeuma “гражданству”. Из этого небесного общества-гражданства
мы ожидаем Спасителя.
В этом послании
введена параллель между Фил.2:6,7 и 3:20, 21 выявляемая словами “будучи”,
“образом”, “по виду” и “уничижил”. Христос изначально и всегда является
образом Бога, гражданство верующего пребывает изначально на небесах.
Это устойчивое положение выражено словом huparcho
(будучи), Христос являясь “образом” Бога, взял
на Себя “образ” слуги. Верующий желает быть уподобленным в Его смерти
и смотрит в будущее на тело, которое будет преображено по образу
Его славного тела. Здесь применено слово morphe
(образ, форма). А когда говорится, что Христос был в образе человека и о
том, что преображение верующего придаст ему новый образ, то здесь
применено греческое слово schema (вид, схема). Христос унизил Себя, и верующий,
который отождествлен с Ним в Его смерти осознает,
что имеет тело “уничижения”. Это выражено через греческое слово tapeikosis. Подобно
Ему в уничижении, подобно Ему во славе. Это осуществление желания
Павла о достижении Воскресения ( здесь
применено особое слово, которое употребляется только в послании к Филиппинцам ekanastasis) и получить награду. Наше хождение и наше
поведение” будет отражать наше призвание, сферу нашего благословения,
нашего отношения ко Христу и нашего принятия
незаслуженной благодати. Наше поведение будет являть Нового человека
и является таким, каково оно у тех, кто спасен благодатью и предопределен
быть преображенными по образу Божиего Сына.
© Перевод., 1997
hisbody@yandex.ru
http://mgoll.narod.ru