Основы христианской практики.
Молитва.
Цитаты из Библии даны: Ветхий Завет - по Синодальному переводу,
Новый Завет - по новому переводу с греческого подлинника, B.F.B.S., 1970.
Размышление над молитвой с доктринальной и диспенсационной точки зрения.
Мы глубоко осознаем, что участие в служении является не только великой привилегией, но в то же время и большой ответственностью. В данном исследовании мы намерены подробно остановится на практических истинах, которые, как показывает нам Писание, должны присутствовать в жизни всех, кто любит Господа и имеет вышнее призвание, которое Он нам милостиво даровал. Особенно надо помнить о молодежи, и мы просим тех, для кого некоторые аспекты истины могут быть элементарными, кто продвинут на христианской тропе, снизойти, чтобы более неопытные молодые верующие могли возрастать в благодати, и мы все могли быть не только утвержденными в Нем (Еф. 3:17), но и являть те плоды Духа, которые так благоугодны Ему (Гал. 5:22).
Для верующего, который стремится к духовному возрастанию, молитва является одним из самых важных вопросов. Мы можем оценить важность ее через рассмотрение примера, данного нам вознесшимся Господом Иисусом, через великого апостола Павла и его служение (1Тим. 1:16). Даже при поверхностном чтении посланий Павла можно сделать заключение, что молитва имела в жизни и свидетельстве Павла огромное значение. Не будет преувеличением сказать, что его послания буквально пропитаны молитвой. Не менее 6 раз в своих посланиях он провозглашает, что непрестанно молится. На первый взгляд это покажется преувеличением. Как может человек, перу которого принадлежат такие места Писания, как 1Кор. 11:21-31, где описаны его страдания за Христа, чрезмерная ответственность, неустанный труд, при котором он не имел ни минуты свободного времени; как он все же мог провозгласить, что не оставляет молитвы?
Если мы считаем, что молитва - это просто уединение на коленях и излияние из наших сердец к Богу, то вполне очевидно, что Павел не имел времени для того, чтобы сделать это. Но молитва по своей сути - это постоянная направленность нашей новой природы и обновленного ума к Богу, это постоянное соприкосновение с Ним в следовании и общении, все это, несмотря на извечное давление обстоятельств.
Поэтому Павел мог провозгласить, что его молитвенная жизнь была постоянной, и те, кто следует ему, как он последовал Христу, всегда желают познавать на ежедневном опыте такое благословенное духовное состояние.
Для того, чтобы рассмотреть этот жизненно важный вопрос, нам нужно рассмотреть те слова, которые использует Святой Дух в Новом Завете, которые переведенные, как “молиться”.
Deomai встречается в Н. З. 22 раза. Это слово 8 раз переведено как “просить”, в остальных случаях как “умолять”, “молить”. Основное значение корня этого слова - “быть в нужде” и это выражает одну их основных причин молитвы - осознание верующим своей слабости, ограниченности своих возможностей и желания прийти в живое соприкосновение с Всемогущим, Который провозгласил: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле” (Мф. 28:18).
Еuchomai означает “сильное желание”; встречается 8 раз, где оно переведено, как “молить” или “желать”. Его сложносоставная форма proseuchomai встречается больше - 87 раз, 83 из которых переведено как “молиться”. Здесь молитва - это выражение сильного желания к Господу, как личного, так и в отношении других.
Erotao означает “просить” или “спрашивать”. Из 58 упоминаний в Н. З. 14 раз оно переведено, как “просить” или “спрашивать”.
Оно выражает если не тождественность, то, по крайней мере, близость того кто просит к тому у кого просят; отсюда оно никогда не используется, когда говорится о наших молитвах к Богу. Это слово использует в Своих молитвах к Отцу только Христос (Ин. 14:16; 16:26; 17:9,15,20). (Critical Lexicon and Concordance to N.T., E. W. Bullinger)
Это слово в Евангелии от Иоанна подчеркивает Божественность Господа.
Parakaleo означает “позвать”, “призвать” для того, чтобы призываемая личность оказала помощь или содействие. Оно используется в Н.З. 105 раз. Оно переведено как “увещевать” 14 раз, “утешать” - 24 раза, “умолять” - 13 раз, “просить” - 36 раз; “наставлять”, “призывать”, “уговаривать”, “убеждать” в общей сложности 16 раз. Это слово также означает нужду и призыв о помощи. В форме существительного parakletos оно встречается в Ин.14:16 по отношению к Духу Святому (Утешитель) и в 1Ин.2:1 по отношению к Господу Иисусу Христу (Ходатай).
К уже предложенным греческим словам необходимо также добавить слово еntеuxis - “ходатайство”, “посредничество”. Это слово означает собраться вместе, преклониться перед Богом и совместно вознести молитву за нужды других. Вне всяких сомнений - это наивысшее осуществление молитвы, при котором “я” отодвигается на дальний план, а на первом плане оказывается благосостояние других.
В 1Тим. 2:1 Павел говорит:
Этот стих широко раскрывает нам суть молитвы во всех оттенках и нюансах. Здесь мы имеем благословенный пример того, какова должна быть наша молитвенная жизнь, какой круг она должна охватывать.
Здесь нам необходимо прерваться и спросить самих себя: каково назначение молитвы? Может быть она нужна для того, чтобы взять у Бога то, что другим путем Ему не угодно дать нам? Или она каким-то образом воздействует на нас?
В христианском мире существует множество версий относительно назначения молитвы. Некоторые говорят о “молитвенной войне”. Оправдано ли наше отношение к молитве как к средству нападения? Ответы на эту и на все другие духовные проблемы лежат только в пределах Боговдохновенного Писания. Обычно шестая глава послания к Ефесянам - основное место, традиционно упоминаемое в связи с поднятой нами проблемой. Здесь мы находим описание “всеоружия Божьего” (panoply), данного верующему в виду “дня злого” (Еф. 6:13). Тщательное чтение раскроет нам шесть составных частей всеоружия: пять средств для обороны и только одно - средство нападения, но это не молитва, а Слово Божье, “меч духовный”. Молитва не встречается во всей этой символике оружия, но идет как дополнение в 18 стихе. Мы не отрицаем, что верующий, который “вооружается” этими средствами, данными от Бога, также будет использовать и крайне необходимую молитву, но это ни в коей мере не означает, что ее нужно обращать в средство нападения. Молитва - это скорее средство обороны, чем наступления.
Если мы начнем размышлять над тем, что дает молитва верующему, то, безусловно, высоко оценим ее величайшее значение и важность в нашей повседневной жизни. Прежде всего, мы должны вспомнить о том, что не бывает молитвы, оставленной без ответа. Когда мы надеемся получить что-либо от Бога, испрашивая это в молитве, но Бог, по Своей великой мудрости и предвидению знает, что испрашиваемое нами не принесет нам блага, мы получаем от Него отрицательный ответ. И в этом случае получить отрицательный ответ гораздо лучше для нас, чем если бы мы получили положительный.
Даже сам апостол Павел побывал в подобной ситуации. Трижды обращался он к Господу с молитвой, прося удалить “жало во плоти” (2Кор. 12:8). Божий ответ был отрицательным, но дарованные при этом Павлу Божье милосердие и сила с лихвой искупают негативный ответ на его молитву. Святое Писание дает нам замечательный пример в лице Павла. Будем столь же мудры, и, получив от Господа отказ, примем его без обид, проявив полное доверие Его непревзойденной мудрости и любви к каждому из нас, любви, которая не позволяет Ему дать нам то, что может причинить нам вред.
Истинная молитва дает доступ к Отцу.
Чтобы правильно оценить молитву, мы должны обратиться к временам Ветхого Завета. Осознаем ли мы, что прежде вседостаточной жертвы на Голгофе не было ни одного верующего, который бы наслаждался доступом к присутствию Божьему? Иегова окружил Себя барьерами жертв и священством, чтобы внушить Своему народу тот факт, что грех, во-первых, навеки разлучил Его Самого с падшим человечеством, доколе не была совершена Одна Жертва за грех и грех не был удален справедливым способом; и что, во-вторых, не могло быть никакой возможности доступа к Нему в полном смысле этого слова. Давайте рассмотрим следующие стихи:
“Итак, братья, имея дерзновение входить во святилище кровью Иисуса” (Евр.10:19).
Мы можем отметить здесь, по ходу, что право войти в Святое Святых не давало верующим периода Деяний великой привилегии пребывать там вечно. Войти туда через молитву - это одно дело, а быть посаженными там во Христе Иисусе, иметь постоянное жительство там - это совершенно иное (Еф. 2:6, Фил. 3:20). Это исключительная привилегия одного Тела, и это явлено во всей полноте во 2-ой главе послания к Ефесянам.
Каждый раз, совершая молитву, мы приближаемся к Богу в таком смысле, в каком ни один святой Ветхого Завета не имел возможности это сделать, и этот факт должен напоминать нам о той неоценимой привилегии, которую предоставляет нам теперь молитва. Это может предохранить нас от усиленного молитвенного “штурма” в Господнем присутствии.
В молитве мы приходим в “приемную” Царя Царей, и как бы это нас не устрашало, мы помним, что Он, Прославленный, является также нашим Спасителем и Главой.
Истинная молитва - это общность и общение с Богом.
Когда верующие говорят об общении, они обычно имеют в виду духовное общение друг с другом, и это является прекрасной особенностью христианской жизни. Апостол Иоанн, однако, напоминает нам о более важном аспекте общения:
Греческое слово koinonia означает участие в чем-либо или общность кого-либо с кем-либо. Это приводит нас к мысли, что молитва таким чудесным образом делает нас общниками и причастниками с нашим Небесным Отцом, и мы имеем радость разговора с Ним всегда и во всякое время. Конечно, Бог по любви и милости своей прощает нам, когда мы используем молитву как некий христианский акт, используемый только в случае, когда мы что-либо хотим от Него. Но гораздо лучше и благословеннее испытать на практике в ежедневной молитве чудо, привилегию и радость общности и общения с Отцом.
Точно так же, как в физической жизни естественным проявлением является дыхание, так же молитва должна быть нормальным постоянным проявлением нашей духовной жизни.
Истинная молитва ставит Бога первым, остальных - вторыми и себя - последним.
В молитве, которой Господь учил Своих учеников и которая является образцом молитвы за земное Царство, Господь начинает со слов: “Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твое. Да прийдет Царство Твое. Да будет воля Твоя...”. Таким образом, мы имеем здесь четырехкратное обращение к Богу, прежде чем достигнем слов: “Хлеб наш насущный дай нам сегодня” (Мф. 6:9-11). Таким же образом записанные молитвы Апостола Павла изобилуют заботой о других (см. Рим. 1:9-12; 1Кор. 1:4-7; Еф. 1:16-23; Флп. 1:4-11; Кол. 1:3-6; 1Фес. 1:2-4). Эти примеры не только проясняют нам вышесказанное, но также содержат элементы благодарения, важность и значимость которого в молитвенной жизни нельзя переоценить. От того, насколько мы осознаем пребывание Господней благости в каждом из нас, зависит, сбиваемся ли мы с путей Его явленной воли.
Именно это произошло с Израилем в былые времена, когда народ перестал быть благодарным и забыл Божье милосердие и чудесные дела, совершенные ради него, и когда сердце народа обратилось обратно в Египет (что, к сожалению, является типичным для этого мира), к его обманчивой привлекательности и обольщеньям.
То же верно по отношению к народам в Вавилоне:
И таким образом началось ужасное падение, явленное нам в последующих строках этой главы.
Ум благодарный Богу помогает нам не забывать Его милости, и хранит нас от зла. Мы никогда не утомим Господа тем, что в наших молитвах присутствует благодарность.
Истинная молитва покоится на Божьих обетованиях и провозглашает их.
Очень существенным является тот момент, что все выдающиеся люди в Писании, будь то мужи или жены, четко знали, как следует молиться. Тщательно изучив эти молитвы, мы увидим, что они покоятся на Слове Божьем и на обещаниях, содержащихся в Нем.
Здесь мы можем вспомнить Илию, которого упоминает Иаков в Своем послании как пример действенной молитвы.
Да, этот факт действительно настолько необычен и замечателен, что на первый взгляд может показаться, что пророк имел некую сверхъестественную силу для совершения этого чуда.
Но нам необходимо помнить, что эта молитва была основана на слове Божьем.
Илия во времена первенства Израиля просто попросил Господа исполнить Его Слово. Божии предупреждения, равно как и обещания, были предназначены для того, чтобы привести грешный народ к покаянию.
Мы также можем вспомнить случай с Давидом. Вознеся благодарение Богу за Его милостивое откровение Своих намерений относительно его судьбы, Давид говорит: “Итак теперь, о, Господи, слово, которое Ты сказал о рабе Твоем и о доме его, утверди на век, и сделай, как Ты сказал” (1Пар. 17:23). Бог любит, когда вспоминают обещания, данные в Его Слове, которые Он даровал нам во Христе.
Если мы хотим, чтобы наша молитва была действенной, то она должна быть основана на неизменном Слове, но при этом необходимо учитывать предписание из 2Тим. 2:15. Можем ли мы ожидать, что Бог услышит и ответит на молитву, если она основана на обетованиях, относящихся не к нашему домоуправлению и призванию (разумеется, из этого ряда исключены обетования, которые истинны для всех домоуправлений и всех призваний искупленных)? Несомненно, не можем.
Правильное разделение Писания является наиболее правильной и угодной Богу практикой и в этом отношении, и в любом другом. Многие дети Божии возносят Ему молитвы о тех вещах, которые действительно фигурируют в Писании, но не относятся к ним, а принадлежат к другому периоду времени в Божьем плане. В результате они расстраиваются и разочаровываются, потому что небеса молчат. Давайте исследуем нашу молитвенную жизнь, чтобы обрести уверенность, что мы не совершаем подобной ошибки.
Истинная молитва бодрствует и ожидает ответ от Господа.
Пророк Аввакум не только молился, но и стоял на своей сторожевой башне, чтобы увидеть, что Господь скажет в ответ (Авв. 2:1). Господь Иисус убеждал учеников не только молиться, но и бодрствовать (Мк. 13:35-37; Лк. 21:36). В последнем упоминании слово, переведенное как “бодрствовать”, является в греческом тексте словом gregoreo, которое буквально означает “быть бодрствующим” (не спать) или “быть начеку, наготове”. Достойно ли мы поступаем, когда порой, помолившись, идем спать и на следующий день совершенно забываем, о чем молились накануне? Подобное однажды случилось с церковью в Деяниях. Они были обеспокоены тем, что Петр был заключен Иродом в тюрьму.
Бог благоволил ответить на эту молитву и освободил Своего слугу, который после этого пришел в дом Марии, Матери Иоанна, где “многие собрались и молились” (12 стих), и постучал в дверь у ворот. Когда служанка, именем Рода, узнав голос его, вбежала и объявила, “что Петр стоит у ворот”, они сказали ей: “ты не в своем уме” (15 стих). “Между тем Петр продолжал стучаться. И отворив, увидели его и изумились” (16 стих).
Мы видим, что, хотя молитва и присутствовала, но не было бодрствования, и потому, когда пришел ответ, то не было готовности принять его. Однако, нам ли осуждать этих верующих, когда столько раз то же самое было в жизни читателя, равно как и автора? Пусть же Бог поможет нам быть бодрствующими, чтобы сразу распознавать Его ответы на наши прошения
Истинная молитва должна быть горячей и искренней.
Мы совсем немного знаем о Епафрасе и его служении, но о двух его особенностях можем сказать с уверенностью: его глубокая, действенная любовь к верующим в Колоссах и Лаодикии (Кол. 4:13) и его насыщенная молитвенная жизнь.
“Всегда подвизающийся” - это перевод греческого слова agonizo. Мы не станем далеко углубляться в перевод этого слова, как это было в других случаях, а просто отметим, что оно исходит от корня agon, означающего - “бег, состязание”. Из этого можно сделать вывод, что истинную, эффективную молитву по прилагаемым усилиям можно сравнить с усилием атлета, участвующего в забеге. Можно ли ярче и истиннее описать суть молитвы? Равнодушная и нерегулярная молитвенная жизнь не продвигает нас по пути совершенствования, и как часто мы даем повод для осуждения за нашу халатность по отношению к молитве.
Истинная молитва приносится Богу Отцу во имя Иисуса Христа.
Молитва в Н.З. всегда направлена к Богу Отцу (Еф. 3:14) и приносится во имя Иисуса Христа (Еф. 3:21) при ходатайстве Святого Духа (Рим. 8:26). Очень часто мы можем слышать, как публичная молитва заканчивается фразой: “Во имя Иисуса Христа. Аминь”. Причем делается это так быстро, что она может показаться либо незначительной, либо формальной и традиционной концовкой молитвы.
Осознаем ли мы, что только благодаря Господу Иисусу Христу и искупительному действию дела, совершенного Им Самим, молитва вообще возможна? Мы должны вполне осознавать этот существенный факт, когда молимся и просим, равно как и то, что иначе бы все наши духовные воздыхания к Богу просто не были бы приятным благоуханием Ему.
Истинная молитва защищает.
Господь Иисус, предвидя отречение Петра, сказал: “Симон, вот, сатана добился, чтобы просеять вас, как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя” (Лк. 22:31,32). Буквально это можно было бы перевести так: “Я молился (peri) вокруг тебя”. Петр был окружен стеной ходатайственной молитвы Господа, и поэтому, несмотря на слабость и несостоятельность, его вера была сохранена. Ничего удивительного, что вскоре он был охвачен раскаянием и вновь обратился к Нему в покаянии от своего печального падения.
То же самое выражение Господь использует в Ин.17:9,20: “Я о них молю (peri); не о мире молю (peri)” (9 стих), “И не о них только молю (peri), но и о верующих в Меня по слову их” (20 стих).
Павел, проявляя участие к святым в Фессалонике и Колоссах, использует ту же фразу (2Фес. 1:11, Кол. 1:3). Поддерживаем ли мы в молитвах тех, кто особенно в этом нуждается? Даже если нас разделяют расстояния, молитва преодолевает их и защищает нас от вреда и опасности.
Истинная молитва воплощает теоретические истины на практике.
В Еф. 1:3-14 апостол Павел охватывает огромную область теории, являя величие воли Бога Отца, искупительную работу Христа и запечатление Святого Духа. Но этим далеко не исчерпывается то научение, которое он хотел дать святым в Ефесе. Перед тем как продолжить дальше, он начинает молиться, чтобы такая глубокая истина могла стать действенной и реальной для каждого из читателей (стихи 15-23). Каждое чтение Библии, будь то в собрании или индивидуально, склоняет нас на колени и дает осознание все возрастающей ответственности за каждое откровение истины, осознание необходимости не только принятия этого откровения как Истины (Еф. 1:17), но и практического явления этой Истины в нашем хождении и свидетельстве день за днем. Простое прочтение о нашем наследии во Христе подобно взгляду на него, как на нечто очень удаленное от нас. Молитва же приближает его к нам, дает возможность ощутить его реальность.
Истинная молитва согласуется с волей Божьей.
Здесь мы подходим к центральному назначению молитвы, которое и заключается в том, чтобы ввести нас в соответствие с Божьей волей, в чем бы она не заключалась, какой бы сложной и запутанной не казалась. Увы, многие из нас проходят долгий христианский путь перед тем, как достичь этого. Когда мы действительно искренне сможем сказать, что мы ничего так не хотим, как того, чтобы одна лишь Божья воля осуществлялась в нашей жизни, какой бы воля эта ни была, что стараемся придерживаться исключительно Божьей воли, чего бы это не стоило, что наша воля всецело подчинена Ему, тогда мы будем действительно близки к цели, к духовной зрелости. Мы не достигнем этой ступени до тех пор, пока у нас есть в сердце неустойчивость, лукавство или греховность, но даже при этом к каждому из нас направлены безмерная любовь и бесконечная забота о нашем благе, которые царят в сердце нашего Небесного Отца. Только тогда и не раньше мы сможем сказать то, что сказал наш Спаситель: “Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк.22:42).
УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТВЕТ НА МОЛИТВУ.
Теперь хорошо было бы заново осознать, опираясь на Слово Божье, какие условия должны быть выполнены для того, чтобы получить утвердительный ответ на наши молитвы.
Необходим отказ от всех возможных грехов, которые могли бы произойти в нашей жизни.
Это было хорошо известно Ветхозаветным святым:
“Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня... новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя... когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови” (Ис. 1:13-15).
“Вот рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.” (Ис. 59:1-2).
Иоанн и Иаков в своих посланиях подчеркивают эту же самую истину:
“Большую силу имеет усиленная молитва праведного” (Иак. 5:16).
Для членов Тела Христова существует предупреждение о том, что можно дать “место дьяволу”, опечалив этим Духа Святого (Еф. 4:27,30), в результате чего наши молитвы могут быть оставлены Богом без внимания, т.к. Бог в таких случаях желает услышать наше покаяние и осознание совершенного греха.
Должна быть практическая реализация истины освящения.
Основополагающей истиной освящения является отделение, содержащее два основных аспекта: быть отделенным от мира, и быть отделенным для Господа, для осуществления Его воли в ежедневном служении.
В истории суда над городами Содомом и Гоморрой фигурировали двое верующих. Один был внутри Содома (Лот), а другой - вне (Авраам). Лот был угнетен распутным поведением беззаконников (2Пет. 2:7), но нам не известно ни одной его молитвы за Содом и мы знаем, что Богу пришлось буквально вырвать его из огня погибели. Это и есть прообраз верующего, который не только в мире, но и от мира, и который очень мало знает об освящении на практике. С образом Лота контрастирует образ Авраама. Именно Аврааму, как отдаленному от мира дана была привилегия ходатайствовать за эти города (Быт. 18:16-33). Для верующего, состоящего в тесном контакте с миром, который, как мы знаем из Писания, находится под властью сатаны (Еф. 2:2,3), практически невозможно действенно молиться. Если мы хотим помочь тем, кто все еще внутри этого мира, то мы должны быть сами на практике вне вражеского стана.
В молитве не должно быть эгоистических мотивов.
Мы хорошо помним слова Иакова:
Греческое слово hedone, переведенное у Иакова, как “наслаждения”, встречается также в притче о сеятеле: “А упавшее в терние, - это услышавшие, но на путях жизни подавляют их заботы и богатство и наслаждения (hedone) житейские: и их плоды не дозревают” (Лк. 8:14). Очень важно исследовать самих себя, проникать в свое сердце и проверять, чего мы ищем в наших прошениях: действительно ли то, что мы просим, служит Его славе, служит благословением другим, или же это направлено на удовлетворение наших желаний? Действительно ли в нашей жизни Бог и служение Ему занимают первое место, а наши личные интересы - последнее?
Молитва должна соответствовать нашему призванию.
Если мы принимаем истину домоуправления, то она должна охватывать все стороны нашей жизни, включая и наши молитвы. Мы должны научится молиться в соответствии с нашим призванием. Недостаточно цитировать несколько стихов из Библии, полагая, что это является безусловной гарантией получения положительного ответа на наши просьбы. Многие верующие беспочвенно присваивают себе обетования из Мф. 21:22: “И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите”, пожиная только разочарование, которое заставляет колебаться их веру. Подобные неудачи пытаются объяснить, придумывая причины, которых в действительности в Слове нет. Реальное же решение проблемы кроется не в искажении Слова Божьего, а в его правильном разделении.
Опять же, если взамен безосновательной, но непреодолимой приверженности к “молитве Господней” верующие будут чаще обращаться к прекрасным молитвам апостола Павла из 1 и 3 глав послания к Ефесянам, неужели это не послужит большему росту во славе и более глубокому, цельному пониманию вышнего призвания, дарованного нам Богом во Христе? Все это, безусловно, послужит более ясному пониманию Божьей воли.
Постоянство в молитве.
Апостол Павел, обращаясь к святым в Колоссах, призывает их быть постоянными в молитве (4:2). Греческий эквивалент слова “постоянный” - proskartereo. Это слово мы можем встретить в третьей главе евангелия от Марка:
Подобно тому, как эта маленькая лодка всецело находилась в распоряжении Господа, всегда ожидая Его, чтобы Он мог воспользоваться ею, когда только пожелает, так и верующий, достигая той вершины духовного развития, при которой он имеет силы неотступно ожидать Божественного волеизъявления, должен быть всегда наготове, молясь и бодрствуя, чутко анализируя происходящие события, чтобы уразуметь Божественный ответ на его молитвы.
Но при этом мы должны предостеречь читателя. Постоянство в молитве с целью познать волю нашего Небесного Отца - это одно, а слепое упорство, с которым мы порой приступаем к Нему в молитве, желая, иногда сами того не осознавая, испрашиваемое помимо Его воли - совсем другое. Оно представляет собой необоснованную крайность, внушающую ужас своей недостойностью. По этому поводу мы можем вновь обратиться к истории Израильского народа и вспомнить тот эпизод, когда, не удовлетворенные милостиво дарованной им манной, “пищей ангелов”, как именует ее Писание, израильтяне долго воздыхали о мясе, которое они ели в Египте. События, связанные с этим, подробно описываются на протяжении всей 11-ой главы книги Чисел. Ответил ли Бог на эту молитву упорствующих израильтян? Да, несомненно ответил, но этот ответ был сопровождаем весьма плачевными для них последствиями.
Псалмопевец так описывает происшедшее:
Это был страшный ответ; он повлек за собой осуществление того приговора, который неминуемо постигает каждого, кто слепо и упрямо отступает от воли Божьей.
Давайте же всегда помнить, что Бог гораздо более готов отвечать нам на молитвы, чем мы готовы молиться Ему о своих нуждах, поэтому бодрствование и постоянство в молитве необходимы. Однако совсем необязательно, что ответ на молитву последует мгновенно; и если нам приходится ожидать ответа на наши просьбы, то это вовсе не означает, что Бог не благоволит к нам, или что Он равнодушен к нашей судьбе, в связи с чем мы должны постоянно приставать к Нему, навязывая свои желания и вымогая у Него ответ на молитвы. Время ожидания ответа необходимо для нашего возрастания в Господе, укрепления духовной дисциплины, а также для того, чтобы мы научились ценить Его благодать.
Давайте не будем уподоблять наши просьбы осаде.
Мудрые и любящие родители, заботясь о своем ребенке, обеспечивают его всем необходимым, но при этом воспитывают его таким образом, чтобы он выражал свои желания в виде просьб и умел говорить “пожалуйста”, а кроме того умел быть благодарным, говоря родителям “спасибо” за их заботу. Таким же образом и наш Небесный Отец, обращаясь к нам с милосердием и любовью, учит нас истине и благоразумию в молитвах, чтобы мы во всей полноте осознавали нашу исключительную зависимость от Него во всем: и в нуждах нашей христианской жизни, и в служении; и чтобы всем сердцем желали исполниться познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном (Кол. 1:9).
Такое положение вещей отнюдь не является исключительной особенностью домоуправления Тайны. Мы можем видеть, как на протяжении всей книги пророка Иезекииля Бог являл Свою волю Израильскому народу, показывал им, какую милость Ему угодно излить на них, восстанавливая их разрушенную грехом жизнь по Своей благости (Иез. 36:24-36). Но, несмотря на то, что воля Божья была объявлена, суетным людям пришлось узнать, что такое ожидание исполнения обетования, что такое ожидание ответа на молитву.
Существуют две оппозиционные школы христианской мысли, которые выдвигают свои теории по вопросу о молитве.
Одна из них подчеркивает тот факт, что Бог - Наивысший, Независимый Властитель, поэтому все, что Он делает, согласуется исключительно с Его собственной волей (Еф. 1:11), и ничто не может препятствовать осуществлению Его планов. При этом молитва не в состоянии ни ускорить, ни затормозить исполнение Его намерений. Таким образом, молитва недооценивается.
Вторая школа акцентирует внимание на инициативе самого верующего, подчеркивая прецедент переходящего всякие границы неверия Израиля по отношению к Всевышнему (Мф. 13:58). Другими словами, представители этой школы хотят сказать, что Бог не совершает многих дел только потому, что Его об этом не просят. Истину о молитве они представляют следующим образом: “Бог делает что-либо только тогда, когда мы Его об этом просим”. Такая точка зрения ограничивает роль Бога и выглядит как слишком самоуверенное и малоосновательное заявление.
Согласная с истиной точка зрения по этому вопросу является, как это обычно бывает, “золотой серединой” между двумя приведенными выше мнениями. Очень важно понимать, что у Бога есть Свой план относительно неба и земли, который Он постепенно претворяет в жизнь. Этот план не может потерпеть неудачу; в конечном итоге он будет обязательно выполнен. Если не принимать этого во внимание, то можно очень легко впасть в отчаяние и начать внутренне почитать тщетными все усилия христиан на этой земле.
Но, с другой стороны, если только Искупление для нас - не пустой звук, мы знаем, что верующие теперь не только духовно живы, но и свободны; свободны выбирать свой духовный путь и надеяться на Господню награду, в соответствии с Божьей волей.
И тогда нам открывается величайшая важность и значимость молитвы. Если Бог работает над осуществлением Своего плана и избирает Своих искупленных, живущих для того, чтобы претворять Его волю в жизнь, то возникает вопрос: какую роль может сыграть каждый из нас в исполнении Божьего плана? Нельзя переоценить величайшую значительность этого вопроса. Не означает ли это, что мы можем непрестанно подходить к Престолу благодати с вопросом: “Господь, как ты хочешь меня сейчас использовать?” (Деян. 9:6). И возможность задать такой вопрос и получить на него ответ согласно с истиной, поскольку Бог через апостола Павла сказал нам о том, что каждая часть должна действовать в свою меру для осуществления роста Тела (Еф. 4:16). А благоуспешный рост Тела будет осуществляться только тогда, когда каждый член Церкви будет выполнять именно ту работу, которая предназначена для него его Небесным Отцом, а не какую-либо другую.
Что же заключает в себе эта работа для каждого из нас, мы сможем узнать только тогда, когда спросим об этом у Бога в молитве и дождемся от Него ответа.
В нашем физическом теле нет ни одного бесполезного члена, точно так же не может быть бесполезных членов и в духовном Теле. А то, что молитве действительно подвластно очень многое, мы ясно можем увидеть из следующего стиха:
Для нас не является новым или спорным тот факт, что Господь хочет, чтобы Слово Его беспрепятственно распространялось и прославлялось; напротив - он для нас очевиден. Почему же тогда бесспорная и непререкаемая воля Господа нуждается в молитвенной поддержке?
Апостол знал, насколько легко человеческая сущность поддается на провокации плоти и дает место дьяволу, препятствуя тем самым Божьей работе, поэтому и просил Фессалоникийцев о молитвенной поддержке.
Среди множества нужд и беспокойств, в этот момент Павла больше всего занимают мысли о том, что может помешать его собственной миссии - возвестить великую Тайну.
Подразумевает ли здесь Павел под словом “спасение” свое освобождение из тюрьмы, или нечто более глубокое - спасение со славой вечной (2Тим. 2:10), так или иначе, для нас в данный момент это не самое главное. Основное, на что мы должны обратить здесь внимание, - это очевидность того, что страдания, перенесенные Павлом в римской тюрьме, принесли обильный плод Богу и послужили распространению истины. Есть и еще одна очень важная для нас деталь, - мы видим, что молитвы филиппийских святых в значительной мере этому содействовали.
Неизвестно, как сложились бы обстоятельства, если бы святые церкви в Филиппах не вспоминали постоянно апостола в своих молитвах; не будем строить пустых измышлений на эту тему. Однако вполне очевидно, что Павел рассматривает филиппийских святых как опору, как внешнее подкрепление, посланное ему Богом в его нелегком служении.
Вполне очевидно, что апостол здесь предполагает возможность своего освобождения из тюрьмы, а также то, что он сможет посетить Филимона. Однако также очевидно, что все это неосуществимо без молитвенных ходатайств Филимона.
Если молитва никак не влияет на ход нашей жизни, почему же тогда Павел говорит: “Я надеюсь, что я, по (dia) молитвам вашим, буду дарован вам” (22)?
Здесь Павел просит молиться о четырех очень важных вещах, касающихся его жизни и служения. При этом он говорит о том, что на все это есть Божья воля. Если бы осуществление этой воли происходило автоматически, независимо ни от чего, то Павел не нуждался бы в той молитвенной поддержке, о которой он просит святых в Риме. Однако очевидно, что апостол здесь не пренебрегает значительностью молитвы. Из этих строк послания к Римлянам мы можем увидеть убежденность апостола в том, что ходатайства церкви в Риме могут реально помочь осуществлению его желаний.
Мы верим, что внимательное рассмотрение этих мест запечатлит в сознании как читателя, так и автора этих строк, всю неоспоримую важность каждодневной молитвенной жизни; поможет понять, насколько значительное реальное, практическое воздействие имеет молитва не только в нашем личном христианском хождении и служении, но также в служении и хождении других верующих.
Время от времени нам приходится пересекаться с верующими, у которых своя сфера служения и свидетельства в Господе и они трепетно относятся к этому. Не наше дело обсуждать чужое служение, а наоборот лучше посодействовать в качестве ходатаев. Очень часто ради участия в этом служении они жертвуют своим временем и другими делами; и не получают за это поощрения от людей, поскольку все их жертвы и труды известны только им и нашему Спасителю.
Подобно тому, как в наших физических телах такие внутренние органы, как сердце, легкие, выполняют жизненно важную функцию, чего никогда не скажешь о наших находящихся на поверхности руках и ногах, так же и верующие, которые принимают участие в молитвенной сфере служения и свидетельства, присутствуя как бы “за кулисами”, незримо, могут сделаться более почетными в глазах Божьих, чем те, чье служение проходит открыто и демонстрируется всем.
Читатель может вспомнить замечательный пример, данный нам в Исх. 17:8-13. Иисус Навин и его люди напряженно сражались с Амаликом в долине, но одерживали они победу только потому, что невидимый для них человек на вершине холма влиял на ход битвы, и это был Моисей.
Поддерживаем ли мы, превозносящие истину и славу домоуправления Тайны, столь же ревностно своих наставников, своих братьев и сестер в молитвах? Как нуждаемся мы сегодня в таких верующих, как Аарон и Ор! Оглядываясь вокруг, мы с грустью отмечаем все более возрастающие равнодушие и вялость как в духовной жизни в целом, так и в личном молитвенном хождении. Христианское хождение и свидетельство становятся изо дня в день все более вялыми и безжизненными. Мы, конечно, можем оправдывать это падение появлением все большего числа изменников и отступников, что свидетельствует о приближающемся конце времен; и мы, возможно, даже будем правы, рассуждая подобным образом. Однако падение будет продолжаться и дальше, приобретая все более катастрофические размеры, если мы не будем полностью реализовывать скрытые возможности нашей в высшей степени необходимой молитвенной жизни.
Может быть, те плачевные результаты духовной жизни, по поводу которых мы так сильно сокрушаемся, - закономерный результат того, что порой, сея семена Слова Божьего, мы забываем за тем орошать их нашим молитвенным служением?
Но только тогда сможем мы рассчитывать на плодотворный духовный рост, когда Единый Бог дарует нам это (1Кор. 3:7).
Иоанн, описывая в книге Откровения видение о 24 старцах перед престолом, говорит о том, что они имели золотые чаши “полные фимиама, которые суть молитвы святых” (Откр. 5:8).
Таким образом, говоря языком символов, молитвы Божьих людей, восходящие к Нему, подобны некой неописуемой драгоценности или прекрасному благоуханию. Какое чудесное ободрение имеем мы в этом образе, вознося молитвы к Престолу благодати и разделяя счастье участия в этом важнейшем служении ходатайства!
Постоянство молитвы - единственное, что, не противореча Божьей воли, может тем или иным образом изменять текущие события. И если наше исследование этого вопроса подвигнет каждого из нас пересмотреть свою молитвенную жизнь, отказаться от ее скудости, то, да даст нам Бог использовать как никогда раньше эту величайшую привилегию. И да благословит Он нас познанием богатства Его благодати и славы, в спасении, призвании и возрастании тех, кто был избран во Христе прежде низвержения мира, чтобы населять Небесное Святое Святых во веки.
Originally Published in English
as Fundamentals of Christian Practice
from An Alphabetical Analysis
by Charles H. Welch
The Berean Publishing Trust
52A Wilson Street, LONDON, EC2A 2ER
England
Алфавитный Анализ (10 том)
O Перевод. 1998
Адрес электронной почты: hisbody@yandex.ru