Диспенсационный подход к изучению Библии.

     Принципы диспенсационного подхода к изучению Писания с точки зрения правильного разделения на различные Божии домоуправления.

Все писание написано для нас, но не все Писание о нас.

Господь постоянно подчеркивает в Своем Слове важность, необходимость и полезность изучения Писаний и познания через них Бога и Его воли. Мы можем найти примеры таких высказываний и в Ветхом и в Новом Заветах: Прит.4:7, 2:2-6, Пс.18:8, Пс.118:130, Деян.17:11, 1Тим.4:16, 2Тим.2:15, 2Тим.3:15,16, Кол.3:16, Кол.4:16.

Но мы знаем, что изучать Писание не просто, что это большой труд. Мы действительно сталкиваемся со многими трудностями, такими как человеческие догмы и традиции, которые заслоняют от нас здравое слово; философия и басни, которыми бывает разбавлено чистое слово; неточности и ошибочное понимание истины, которые искажают безупречное слово; мнимые противоречия, которые пугают нас и колеблют нашу веру. Очень часто нам мешает неверный подход к изучению Писания, нарушение принципов толкования, которые даны нам в самом Писании. Мы верим, что наше служение в Церкви, которая есть Тело Его, состоит в том, чтобы с помощью статей возвестить всем верующим о наступившем ДОМОУПРАВЛЕНИИ ТАЙНЫ, ранее сокрытой от веков и родов в Боге (Еф.3:10), рассказать как мы работаем со словом Божьим и что изучаем, поделиться с другими верующими тем пониманием и разумением, которые мы получили через Слово Божие, разбирать трудные места Писания, а неверующим сообщить добрую весть о спасении всех людей через жертву Иисуса Христа по благодати Божией.

Далее хотелось бы более подробно раскрыть те принципы и способы изучения Библии, которых мы придерживаемся, и которые мы можем найти в самом слове:

1.1Тим.3:16. “Все Писание богодухновенно (гр. theopneustos - вдохнуто Богом), 2Пет.1:21. Итак, Библия, которую имеет каждый христианин - это записанное слово Бога.

2. Кол.1:25. “...чтобы исполнить (гр. pleroo - довести до полноты) слово Божие...”. Павлу было дано домостроительство (гр. oikonomia - домоуправление) тайны для язычников, после чего Писание было закончено (полностью укомплектовано) посланиями Ефесянам и Колоссянам и никто не может прибавить к нему ничего.

3. Деян. 17:11. “Эти были благороднее Фессалоникийских: они приняли слово со всяческим усердием, ежедневно исследуя Писания, так ли это”. Верийцы выслушали Павла, но проверяли его слова с помощью Писаний. Человеческий разум переменчив. Часто он склонен к необъективному суждению, созданию догм на неверных основаниях, не подвергая их проверке. Поэтому очень важно, научаясь из благословенного примера, данного нам Господом в Деян. 17:11, стремиться в своем хождении уподобляться Верийцам, проверяя любую точку зрения, будь то наши личные убеждения, чья-то проповедь или статьи, по Писаниям: точно ли это так; не боясь задумываться над волнующими нас вопросами и кажущимися противоречиями, ища их разрешение в Слове Божьем:

“...ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, и проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит движения и мысли сердечные” (Евр. 4:12).

4. 1Кор. 2:13. Это мы и говорим не словами, которым нас научила человеческая мудрость, но теми, которым нас научил Дух, говорим, толкуя (гр. sugkrino - сравнивать) духовное с духовным. Здесь речь идет о слове Божием - оно духовно, и, следовательно, при его изучении мы должны сравнивать разные места, выявлять различия и сходства, дополнения, объяснения и др. То есть другими словами духовное можно толковать только с помощью духовного. Писание толкует само себя.

5. 2Кор.3:16 “Но всякий раз, как обратится кто ко Христу, снимается покрывало”. 1Кор.2:14 “Душевный же человек не принимает того, что от Духа Божия, ибо оно для него безумие, и познать его он не может, потому что оно требует духовного суждения”. Писание, особенно Ветхий Завет, правильно может уразуметь только человек, обращенный ко Христу и имеющий новую природу.

6. Флп.1:10. “Чтобы вы испытывали что лучше (гр. ta diaferonta - различное), для того чтобы вы были чисты и непорочны в день Христов...” Познавая различное, зная различия, мы можем выбирать лучшее и стремиться к нему (1Пет.3:17, Евр.11:16, 35, 40, Флп.1:23).

7. 2Кор.2:17 “Ибо мы не размениваем (гр. kapeleuo - в Н. З. встречается только здесь, в LXX встречается в Ис.1:22, где говорится о вине, разбавленном водой) по торгашески, как многие, слово Божие, но ведь от чистого побуждения, но ведь от Бога, пред Богом, во Христе мы говорим”. Ева в Быт.3:3 разбавила слово Божие своими домыслами (ср. Быт.2:17 и Быт.3:3) - результат мы испытываем на себе. Торговцы разбавляют вино водой в корыстных целях, Бог предостерегает нас, чтобы мы не делали этого с Его Словом. Любое слово Писания, любая цитата из него, должны непременно рассматриваться в том контексте, в котором они находятся, а не в контексте человеческих рассуждений и толкований, человеческой философии и басен. “Вырывая” цитаты из контекста и игнорируя при этом логическую цепь рассуждений, построенную Духом Божьим, мы рискуем впасть в различные заблуждения, которые отнюдь не способствуют точному и верному пониманию воли Божьей, и, соответственно, верному ее исполнению. Рассматривая контекст всех мест, в которых употребляется то или иное слово, можно получить много ценной и назидательной информации и составить наиболее глубокое, многостороннее и объективное представление об изучаемом предмете.

Слово Божие представляет собой цельную, гармоничную, завершенную структуру, в которой все взаимосвязано и логично. Поэтому любой отрывок Библии необходимо рассматривать в контексте всего Писания.

8. 2Кор.4:2 “Но мы отвергли то, что скрывается из-за стыда, не поступая с хитростью и не искажая слово Божие, но открыто возвещая истину, мы тем представляем себя совести всякого человека пред Богом”. Все мы знаем, что произошло, когда сатана хитро исказил слово Божие, разговаривая с Евой (Ср. Быт.2:16, 17 и Быт.3:1). Мы твердо верим в то, что ни одно слово Святого Писания не написано просто так, но что любой нюанс, любой грамматический оттенок подчиняется Божьему плану и служит для донесения нам Божьей воли с максимальной точностью и ясностью. В связи с этим мы стараемся обращаться к языкам оригиналов. Для Ветхого Завета это - иврит, для Нового Завета - древнегреческий. Дух Божий, избравший для написания Святого Слова два эти языка, даровал нам вместе с этим возможность использовать их смысловое и грамматическое богатство для более точного понимания воли Божьей. Для работы с языками оригиналов мы используем различную справочную литературу: словари, подстрочники , симфонии, аналитические лексиконы, справочники по грамматике, учебники, а также обращаемся к авторитетным источникам и экспертам, профессионально занимающимся этими языками.

9. 2Тим.2:15 “Постарайся представить себя Богу испытанным, работником непостыдным, правильно преподающим (гр. orthotomeo = верно разделять) слово истины”. Слово истины нужно верно разделять. Для примера мы можем рассмотреть как это делает Господь Иисус в Лук. 4:16-20. Господь в синагоге прочитал только часть пророчества Исаии (Ис.61:1,2а) и остановился на словах: “проповедовать лето Господне благоприятное”. Это исполнилось, во время первого пришествия и служения Господа на земле. Вторая часть пророчества Исаии - “дни отмщения”, хотя в тексте и идет сразу за первой, должна была исполниться только во время разрушения Иерусалима в 70 г. (Лк.21:22).

10. При толковании Писания необходимо задаваться вопросами: когда, кому, где, при каких обстоятельствах, кем, с какой целью сообщено, то или иное послание от Бога. Это толкование Писания с точки зрения домоуправления. Именно таков буквальный перевод греческого слова oikonomia (oikos - дом, жилище, nomos - закон, управление), которое встречается в следующих местах Нового Завета:

  •  

  •  

  •  

  • oikonomia Лук.16:2,3,4 (управление), 1Кор.9:17 (служение), Еф.1:10 (устроение), Еф.3:2 (домостроительство), Еф.3:9 (домостроительство), Кол.1:25 (домостроительство), 1Тим.1:4 (назидание)

  • Какие разные переводы одного и того же слова! Неужели настолько размыт смысл греческого слова oikonomia?! Давайте посмотрим другие производные этого слова, встречающиеся в Писании.

    oikonomeo Лук.16:2 (управлять)

  •  

  •  

  • oikonomos Лук.12:42, 16:1,3,8 (домоправитель), Рим.16:23 (казнохранитель), 1Кор.4:1,2 (домоправитель), Гал.4:2 (домоправитель), Тит.1:7 (домоправитель), 1Пет.4:10 (домоправитель)

  • В притче о неверном домоправителе (Лук.16:1-8) эти три греческих слова встречаются 7 раз. И именно из этой притчи мы можем понять истинный смысл слова oikonomia, который дает ему Сам Христос. Это слово подразумевает, что есть какое-то имение, и кто-то является господином этого имения. У господина есть домоправитель, которого он ставит над своим имением, чтобы правильно им управлять. То есть домоправителю поручено домоуправление.

    Наш Господь среди людей тоже избирает домоправителей, которым поручает управлять Своим жилищем - имением. И что же это за жилище Божие? Писание называет жилищем или домом Божиим верующих разных времен.

  •  

  • “Но пророк, укоряя их, говорил: “вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет” (Евр.8:8).

    “И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом” (1Пет.2:5).

    “Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого...” (1Тим.3:15).

  • Бог в своей власти в определенное время, в определенном доме, устанавливает определенные законы своих взаимоотношений с людьми и людей между собой. Свое домоуправление для каждого дома Бог сообщает через Своих домоправителей. Например, Петр и еще 11 апостолов в Деяниях были домоправителями и апостолами обрезанных, а Павел домоправитель и апостол язычников. Прежде чем исполнять и практиковать что-либо из Писания, мы должны четко ответить на вопросы: В каком домоуправлении мы живем: домоуправлении Закона, домоуправлении благодати Божьей (Еф.3:2), домоуправлении Тайны (Еф.3:9, Кол.1:25) или домоуправлении полноты времен (Еф.1:10 букв. с гр.)? Кто наш домоправитель, Петр, Иаков, Иоанн или Павел? Каково наше призвание, какова наша надежда, какова цель нашего призвания? Только тогда мы сможем служить Богу согласно Его воле, угождая Ему.

    Такого подхода к Писанию придерживались Дарби (автор толкований на различные книги Библии, разл. статей по Писаниям, английского перевода Библии с комментариями), Макинтош (автор различных статей по Писанию, толкования на Пятикнижие), Скоуфилд (комментарии к Библии), Э. Буллингер , Ч. Уэлч и многие другие. Их стали называть диспенсационалистами, т.к. в английском переводе Библии гр. слово oikonomia переведено словом “диспенсация”.

    Мы верим в Божье руководство в познании воли Его через Писания и что Он направляет нас в изучении Своего слова, открывая нам, по Своему благоволению, глубины премудрости и веденияи согласно молитве Павла из Еф. 1:17. Ибо сказано, что во Христе “сокрыты все сокровища премудрости и знания”, и невозможно обладать угодными Богу познаниями, не будучи “укорененными и утвержденными в Нем”. И все, что мы имеем, будь то в познании или в жизни нашей, мы имеем благодаря Божьей милости, по Его безграничной любви.

    Ему, Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа честь и слава, хвала и благодарение и ныне и во веки веков. Аминь.

     

    hisbody@yandex.ru

    Каталог статей                 Читальный зал         НА ГЛАВНУЮ