Не успеете обойти городов...(Мф.10:23).
(Об
условной близости исполнения многих пророчеств в Писании)
Г.М.Ю.
В этом и еще
трех подобных местах Мф.16:28, 23:39, 24:34 мы встретим греческие слова eos_an. Буквальный перевод гр. слова eos – до тех пор пока. Оно
означает, что какое-то действие будет продолжаться до начала другого действия.
Частица an делает
это другое действие ВОЗМОЖНЫМ, но НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Т.е. в данном случае второе действие является
либо гипотетическим, либо условным. Итак, в Мф.10:23 первое действие –ученики не успеют обойти города Израилевы, второе – близкое
пришествие Сына Человеческого. Действительно близкое пришествие Христа было
условным. Подчеркнем, не пришествие Христа, а близкое пришествие Христа
было условным. А условием близкого пришествия и быстрого установления Царства
на земле было всеобщее покаяние всего народа Израильского. Это подтверждает нам
Петр в Дн.3:19-21. Необходимо помнить, что главной целью Бога
до самого конца периода Деяний было установление Царства на земле, где Царем и Первосвященником будет Христос, а Израиль
будет царственным священством (1Пет.2:9, Отк.1:6, 5:10), которое будет
управлять другими народами (Отк.2:26) и нести истину о Боге в эти народы (см.
статьи «Диспенсационная
истина» и «Что такое
домоуправление»). Но Израиль постоянно впадал в идолопоклонство и
поэтому условием скорого осуществления этой цели Бог поставил покаяние и
обращение Израильского народа в целом.
Так, например, от покаяния всего
народа Ниневии зависело их спасение. И весь
народ покаялся после проповеди Ионы[1].
Сначала Царство было обещано отцам через пророков (Евр.1:1), но Израиль отверг
эти обещания, нарушив завет с Богом (Иер.11:10, 31гл.). Многие пророки были
убиты. Иоанн Креститель проповедовал о приближении Царства и призывал к
покаянию (Мф.3:2), но Израиль отверг и это предложение. Иоанн был предан и убит
(Мф.4:12). Бог дает Израилю следующий шанс и приходит Сын Божий (Евр.1:2) и
проповедует покаяние и близость Царства (Мф.4:17). Но и это предложение Израиль
отверг и предал своего Царя на распятие (Мф.27:22). Но молитва Христа на кресте
услышана (Лк.23:34) и Бог дает Израилю еще один шанс (Евр.3:15). Теперь уже
апостолы проповедуют покаяние и близость Царства (Деян.1:3, 2:38) и Бог даже
возбуждает ревность в Израиле, прививая язычников (Деян.10гл., Рим.11гл.), но и
это предложение было отвергнуто. Теперь Израиль отверг воскресшего и
вознесенного Мессию. Тогда Бог временно распустил Израиль, объявив это в
Дн.28:28. Итак, мы видим, везде, где проповедуется близость Царства и близкое
пришествие, проповедуется также покаяние Израиля. До тех пор пока существовал
шанс покаяния Израиля, близость Царства и близкое пришествие были актуальны.
После того как третий раз это условие было не выполнено, и Израиль временно перестал быть Божиим народом
(ЛО-АММИ – не Мой народ), близость Царства и близкое пришествие перестали быть
актуальными. В книгах написанных до Деяний 28:28 постоянно видна эта близость: лучше оставаться безбрачным,
лучше оставить все, родных и близких, имущество и заняться строительством
Царства, проявление сил, чудес и знамений, которые будут проявляться и в
Царстве, но в больших масштабах
(1Кор.7:29, 1Фес.4:15-17, Деян.2:22, 43 и др.). А в семи посланиях
Павла, написанных после Дн.28:28 (Тит., 1,2Тим., Флп.,
Флм., Еф., Кол.) мы этого не увидим. В
нынешнем домоуправлении благодати Божией, данной Павлу для язычников (Еф.3:2),
основными целями Бога являются: 1) собрать всех избранных из язычников, т.е.
народов в небесной сфере благословения, а также созидание Церкви - Тело Христа,
сферой благословения которой являются наднебеса там, где Христос сидит одесную Отца. Эта Церковь
не имеет никакого отношения к земному Царству и к Израилю, и всему, что с ними
связано.
Пророчество Иисуса о разрушении Иерусалимского Храма. (Мф.24:2)
Многие верующие задаются вопросом: если Иисус Сам пророчествовал о разрушении Храма, значит Он знал, что Израиль в целом не примет Его как Царя, зачем же тогда вообще нужен был призыв к покаянию?
Это пророчество нужно рассматривать в контексте всего
служения Христа и того домоуправления (проповедь Царства). Оно и все ему
подобные пророчества о судьбе Израиля были УСЛОВНЫМИ. Условием наступления или
не наступления Царства в том домоуправлении было ПОКАЯНИЕ ВСЕГО ИЗРАИЛЯ. Иоанн
Креститель пришел и призвал к покаянию с условием наступления Царства. Иисус
пришел и призвал к покаянию с условием наступления Царства. И в Деяниях эта
условность продолжилась. ПОКАЙТЕСЬ, И ТОГДА БУДЕТ ТО-ТО И ТО-ТО, ИЛИ НЕ БУДЕТ
ТО И ТО - это суть проповеди того домоуправления. Даже, если мы не видим в
тексте пророчества слов о покаянии Израиля, мы должны из контекста понимать,
что они являются КЛЮЧОМ. По сути Христос имел в виду:
если весь народ Израильский не покается, то не останется здесь (от Храма) камня
на камне или в Деяниях Петр говорит: покайтесь, чтобы пришли времена прохлады,
и да пошлет Он предназначенного вам Христа (Деян.2)..... или в евангелиях
Христос говорит: если не покаетесь все также погибните (Лк.13:3) и т.д. Итак,
после проповеди Апостолов Израиль не покаялся, условие исполнено, и .... Храм разрушен (70 год). Примеры условных пророчеств
можно найти в Ветхом Завете, взять, хотя бы, Ниневию. Все притчи о царстве и
все проповеди Апостолов говорят о том, что Израилю давалось несколько шансов
для покаяния. И после каждого отказа следовало определенное наказание: одно из
таких наказаний - это как раз оставление дома (Храма) пустым.
Другое - это разрушение Храма. И подобных наказаний много. В Законе мы можем
прочитать очень много УСЛОВИЙ: если будете исполнять - благословлю, если нет -
накажу. Эти УСЛОВИЯ все и исполнялись на протяжении всей истории ИЗРАИЛЯ,
пророчество о разрушении Храма не исключение.
Условные переходы в
Божественном Плане.
Можно ли говорить,
что смена домоуправлений - это изменение Божиих
планов или единого плана? Нет, это не корректно, разве что только для
упрощения, ведь нам "снизу" действительно так
кажется. Даже Писание, часто упрощает - например
приписывает Богу человеческие действия и характеристики - "и раскаялся Бог
и отменил бедствие..." и др. места.
У Бога есть цель: чтобы Бог был все во всем.
Есть также план по осуществлению этой цели.
Есть различные группы избранных, в различных сферах, которые участвуют в этой
цели: Израиль, сфера благословения которого на земле среди других народов,
Церковь –Дева, обрученная Единому Мужу, сфера
благословения которой на небесах среди ангелов, Церковь - Тело Христа, Муж
Совершенный, сфера благословения которой превыше небес среди начальств и
властей .
Для каждой группы избранных осуществляется своя определенная часть плана в
определенные Богом времена и сроки.
Мы верим (что равносильно уверенны), что Бог прервал[2]
временно осуществление части плана в
отношении Израиля и Церкви – Девы Невесты и стал осуществлять часть плана в
отношении спасения язычников и созидания Церкви Тела.
Многие думают, что план Бога это простейшая "программа", работа
которой не зависит от "данных" и "промежуточных
результатов", но мы верим, что это сложнейшая программа с условными и
безусловными переходами, состоящая из множества подпрограмм? Как бы мы не
считали, мы знаем, что результат и в любом случае будет успешным - цель Бога
будет достигнута. Но второй вариант предполагает нашу, хотя и ограниченную, но
свободу воли и выбора и в то же время Бог достигает своей цели. А первый
вариант предполагает, что Бог может достигнуть цели, только лишив нас всякой
своей воли и свободы. Кроме того, в первом варианте может показаться, что Бог
все знает потому, что запланировал только так и не иначе, а во втором варианте
сильнее подчеркивается то, что Бог все знает, потому что Он Всеведущ.
В Писании мы часто сталкиваемся с примерами, когда Бог ставит условие, в
зависимости от которого Он исполнит то или другое - это значит, что программа
разветвляется на подпрограммы, но цель, с которой написана вся программа, от
этого не меняется и достигается всегда.
Взять хотя бы случай с Ниневией или проклятие и благословение закона или
близкое пришествие Христа - везде присутствовало ЕСЛИ,
хотя Бог знал какая подпрограмма будет работать. Интересно, что всегда в
моменты возможного разветвления Бог дополнительно сообщает об этом, специально
указывая на возможность выбора. И те, кто заявляет, что выбора не было и это
лишь иллюзия или что Бог насильно управляет в такие моменты теми, кто выбирает,
тот выставляет Бога лжецом.
Необходимо учитывать, что Иисус давал повеления тем людям,для которых Царство и приход Сына Человеческого во
славе были БЛИЗКО. Род их не должен был прейти, как должно было наступить
Царство,но при условии всеобщего покаяния Израильского народа. Поэтому Он и давал
повеления этим людям, которые должны были выполнять их в Царстве , учитывая, что если они ВСЕ покаются, то скоро наступит
Царство и они ВСЕ будут в нем и будут выполнять эти повеления.
© 1998
E-mail: hisbody@yandex.ru
[1] Господь не зря сравнил Себя с Ионой: «знамения ищет сей род лукавый и
прелюбодейный, не будет вам знамения, кроме знамения Ионы пророка, ибо как Иона
был во чреве кита три дня и три ночи, так надлежит
Сыну Человеческому быть в сердце земли три дня и три ночи»
[2]Нам всем необходимо осознать тот факт, что БЛИЗОСТЬ ЦАРСТВА
И ПРИШЕСТВИЕ ПРОСЛАВЛЕННОГО МЕССИИ в то время были возможны только при условии покаяния ВСЕГО
ИЗРАИЛЬСКОГО НАРОДА (Дн.3:19-21).